Поход выходного дня из Тюлюка на Поперечную и Мерзлый Утес

Аватар пользователя Бессонов Владимир

Маршрут: Тюлюк - г. Поперечная - г. Мерзлый Утес - Тюлюк

Время: 27-29 августа 2010 г.

Участники: ?

17 мая 2010 на форуме появилась тема - Как сходить на гору Мерзлый Утес из Тюлюка?. Посмотрел я карту и решил - нужно пройти этот маршрут в формате ПВД. После похода я написал краткое описание на том же форуме, см. пост 20. Но при подготовке этих рассказов я еще раз вспомнил все события в том ПВД, пересмотрел все фото, сделанные там и их точное время, и снова прочитал свой пост на форуме. Получилось, что в 2010 году я рассказал об этом походе не совсем точно.

Подробнее маршрут похода можно посмотреть на карте

Хронология

Событие Дата Время Примечание
Прибытие в Тюлюк, выход на маршрут 27.08.2010 21:30 Парковка в приюте на въезде в Кордонный
Остановка на ночлег на промежуточной стоянке 28.08.2010 0:30 На стоянке ночевал сборщик ягод из г. Трехгорный, мы его по ошибке разбудили
Отбой в первый вечер 28.08.2010 1:15 Сделали чай из принесенной воды
Подъем в субботу 28.08.2010 7:30 Собрали вещи без завтрака
Выход с места ночлега 28.08.2010 7:55 Ночевали на стоянке без воды
Остановка на завтрак на стоянке под горой Поперечная, установка лагеря 28.08.2010 8:20 Поставили палатку на стоянке под г. Поперечная, сделали горячий завтрак
Старт радиального выхода на г. Мерзлый Утес 28.08.2010 9:45
Дождь под горой Круглая сопка 28.08.2010 10:30 Я провалился в "верховое болото" на хребте Зигальга
Выход к курумным россыпям массива гор Мерзлая, Мерзлый Утес 28.08.2010 12:35 После блужданий по верховым лугам хребта Зигальга
Вершина г. Мерзлая, 1235 м 28.08.2010 13:25 время на вершине 10 мин, небольшая фотосессия, звонки по мобильному телефону
Скала на восточном склоне г. Мерзлый Утес 28.08.2010 14:05 Фотосессия 5-7 минут
Вершина г. Мерзлый Утес, 1237 м 28.08.2010 14:30 Остановка на 30 минут, фотосессия, случайная встреча с туристами из г. Сатка
Обратный путь, начало 28.08.2010 15:05
Вершина г. Мерзлая, 1235 м 28.08.2010 16:05
Вершина 1215 м, курумная россыпь и небольшие скалы 28.08.2010 16:45
Подножие г. Круглая сопка 28.08.2010 18:30
Вершина г.Круглая Сопка, 1360 м 28.08.2010 19:10
Возвращение в бивак под г. Поперечная 28.08.2010 20:45 Горячий ужин
Отбой в субботу 28.08.2010 23:00
Подъем в воскресенье 29.08.2010 8:00
Выход на штурм г. Поперечная 29.08.2010 10:00 1 час гуляли по вершинному плато г. Поперечная, сделали много фото с разных мест плато.
Вершина г. Поперечная 29.08.2010 10:45
Возвращение в бивак под г. Поперечная 29.08.2010 12:00 Горячий чай
Выход из бивака в Тюлюк 29.08.2010 12:50
Переход через реку Юрюзань 29.08.2010 14:55
Отъезд в г. Челябинск 29.08.2010 16:00

Описание

Идею о Мерзлом Утесе мы впервые обсудили в конце похода на Шеломы. Если Шеломы пройти удалось, то и радиальный выход от стоянки под г. Поперечная к вершине г. Мерзлый Утес и обратно за один день тоже должен быть вполне реальным планом.

Подходило к концу лето 2010 года, после засухи наконец-то пошли дожди. Каждые выходные по непонятным мне причинам я не мог найти попутчиков, способных пройти этот маршрут. В самый последний выходной лета участник "Шеломов" Дмитрий Белоногов поддержал наш план и мы поехали в поход вдвоем.

В пятницу, 27 августа 2010 г., все было как обычно: в 17:30 я встретил Диму в условленном месте, через 20 минут мы пересекли городскую черту Челябинска. В тот день на трассе М5 не случилось никаких катаклизмов и в 21:30 мы въехали в Тюлюк, свернули в Кордонный - окраина Тюлюка на берегу реки Юрюзань. Машину оставили в приюте, расположенном на въезде.

Наш третий участник похода - незнакомый Пес из ТюлюкаВ Кордонном за нами побежала какая-то собака. В ее поведении не было никакой агрессии, напротив - приветливое любопытство. Сперва мы просто посмеялись над добродушным животным. Потом отвлеклись на что-то другое и быстро пришли к переправе через реку Юрюзань.

Река Юрюзань после засухи 2010 года была все еще мелкая. Я в тот поход брал сапоги, так что проблем с переходом реки не было. Я переходил реку по насыпанному перекату, уже стемнело и я шел с фонариком. Собака перешла реку вместе с нами. Мы попробовали послать ее обратно, но животное добродушно виляло хвостом, резвилось, бегало по кустам вокруг нас и не понимало, что мы от него хотим.

В сухую и не холодную ночь подниматься из Тюлюка к подножию г. Поперечная даже комфортнее, чем днем. Ночью нет жары, так что даже с грузом потеешь значительно меньше, чем днем. Ночью ограничена видимость и не понятно насколько крутой или пологий участок подъема ты сейчас проходишь. Тропу потерять почти не возможно - она набитая, этим все сказано, но есть 2 места, где приходилось находить продолжение тропы. Оба места расположены на самом крутом участке подъема, где тропа идет по альпийскому лугу и пересекает первые курумные россыпи.

Отдельная тема - вид ночного Тюлюка с склона Зигальги. С крутых участков подъема хорошо видна деревня и Иремельская Подкова. Небо в ту ночь было ясное, усыпанное звездами. Почти полная большая Луна висела над Малым Иремелем и тускло освещала все окрестные горы, а у их подножия точками огоньков переливался Тюлюк.

Наконец мы поднялись на хребет, теперь мы идем по лесному плато, подъема почти нет. Тропа сухая после знойного лета. Дожди второй половины августа не смогли промочить лес, нет нигде луж. А мы идем дальше и дальше. У нас постепенно тают силы и самым бодрым среди нас становится Пес! Он прошел весь подъем, он всю дорогу то убегал, то отставал и ни разу не залаял. В середине подъема мы устраивали небольшой перекус и я угостил его хлебом с плавленым сыром. Он съел и просил еще, радостно виляя хвостом. Но это "еще" никак не входило в наши планы в тот момент.

Мы дошли до пересохшего ручья, здесь стоянка. До родника под Поперечной еще 2 км. На стоянке стоит маленькая палатка, над потухшим костром висит котел. Мы решаем спать здесь. Наши разговоры и огни фонарей разбудили обитателя палатки. Это был турист из Трехгорного Евгений. Он один поднялся сюда собирать ягоды. Я ставлю палатку, Дима успевает разжечь костер и вскипятить последнюю нашу воду. Ладно, завтра проснемся без воды и переместим с утра свой лагерь к Поперечной. Пес убегает куда-то в курумник за палаткой и мы не видим его до утра. Все, я в спальнике. Отключаюсь моментально.

Суббота, утро. Подъем. Что нас ждет - пока что не ясно, небо затянуто облаками, но сухо. Мы быстро сворачиваем палатку, пакуем рюкзаки, благодарим Евгения за гостеприимство. Пес снова прибежал, радостно виляет хвостом и носится вокруг нас.

К Поперечной мы дошли за полчаса, снова разделение труда - я занимаюсь палаткой, Дима - завтраком. После установки лагеря я выложил все лишнее из рюкзака в палатку, стянул рюкзак, сложил в него еду на день, бутылку воды, фонарь, аптечку, деньги и документы. Я готов к радиальному выходу.

За завтраком мы снова кормим нашего Пса хлебом, остатками консервов и запариваем ему бич-пакет. Мы всегда в ПВД берем много еды, больше чем на нужно. Идя в ПВД мы договариваемся, что каждый берет пищу для себя, в расчете, что в котелке варится кипяток, которым запариваются каши или вермишель у себя в тарелке. Но часть продуктов возвращаются домой систематически. Заканчивается завтрак, все лишние продукты и посуда прибираются, на стоянке остается застегнутая палатка.

Плато между г. Поперечная и г. Круглая СопкаМы переходим через родник, тропа проходит по тундровому лесу у подножия г. Поперечная. Под ногами хлюпает ручей, разлившийся ниже родника. Справа раскинулось широкое плато между горой Поперечной и Круглой сопкой. Редкие, но пышные елки растут среди высокой травы. Здесь, на высоте, особенные елки, у них почти идеальная коническая форма, очень густые ветки и шишки на конце. Кажется, что елки разбрелись по плато и по одиночке, и букетами до пяти штук. Я такие елки встречал только на вершинных плато наших гор, где их сотворила природа и в челябинских скверах, где за ними следит "горзеленхоз".

Тропа поворачивает на юго-запад, чтобы слева обогнуть южные останцы Круглой Сопки и мы постенно оказываемся в смешанном густом лесу. Под ногами кочки и камни, тропа местами еле заметная, много деревьев повалено поперек тропы. Проще всего идет по лесу наш Пес! Он снова носится между деревьями и кустами, никакие бревна ему не преграда. Вот, достался же нам спортсмен! Несколько раз из кустов с шумом вылетали птицы - куропатки, тетерева, глухари. Вот момент, когда спортсмен становился охотником! Какой азарт в глазах, какая энергия в преследовании добычи! Но мы для него - неправильные спутники. Мы не стреляли в этих птиц, они улетели от нас живыми и догнать их Псу никак не получится.

Тем временем небо даже помрачнело и пошел небольшой дождь. Время - всего лишь 10:30, мы в пути около 40 минут и рано думать про отступление. Солнца на небе нет, деревья вокруг высокие и закрывают горы. У нас нет никаких ориентиров, кроме направления тропы и понимания, что мы спускаемся по очень пологому участку горного плато, заросшего лесом. Наверно мы уже обошли с юга весь массив Круглой Сопки.

Провалился в болото, выжимал джинсыНеожиданно мы обнаружили еще одну палатку. Одиноко стоит среди глухого леса, зашнурованная. Пес обнюхал ее по кругу, но промолчал и убежал.

Почва под ногами превращается в болотинку. Мне это не помеха - Яяиду в сапогах. Тропу мы теряем все чаще и чаще. Болотина становится глубже. Неострожный шаг и проваливаюсь правой ногой в коричневую жижу по самые карманы джинсов. Классный поход: сверху моросящий дождь, а теперь еще и нога мокрая! Никуда еще мы не залезли, но уже очевидно, что ходили.

Минут через 10 лес редеет и мы выходим на огромный заболоченный луг с редкими кустами. Наконец-то в северном направлении видно гору Сухой Дол и западнее - вершину 1215 м. Мы снова потеряли тропу и теперь уже не хотим искать ее. А смысл? Мы уже подмокли, какая теперь разница? Нам нужно идти по азимуту в направлении вершины 1215 м, там тоже обозначена тропа, идущая вдоль подножия Мерзлой и Мерзлого утеса на запад. Нам вообще нужно к цели, а не по тропе! Идем по азимуту. Болото под ногами постепенно заканчивается, местность становится травяным лугом. Еще 30 минут и мы на лесной дороге, огибающую массив Сухой Дол. Здесь видны свежие следы внедорожников. Цивилизация, однако. Дорога подходит к низине между Сухим Долом и массивом 1215м-Мерзлая-Мерзлый Утес, поворачивает на север и резко спускается. Нам туда не нужно. На повороте есть стоянка. От стоянки в сторону г. Мерзлая уходит тропа. Мы доверяемся тропе и снова вокруг нас лес, под ногами кочки, корни и камни, местами бревна поперек тропы. Еще один дождь. Но мы и теперь не хотим отступать, мы видели с открытых мест, что западнее Зигальги небо чистое, значит скоро и над нами облака должны развеяться.

Пройдя по тропе еще 20 минут Дима предлагает подняться наверх и идти траверсом прямо по хребту. Говорит, что это будет короче, интереснее и легче. Мы поворачиваем в гору. Вокруг нас лес, под ногами заросший травой и мхом курум, наконец появляется открытый курум. Дождь закончился, камни мокрые.

Курумы на склоне г. Мерзлая Останцы на склоне г. Мерзлая

Мы останавливаемся на большой привал с перекусом. Наш четвероногий спутник оживленно прыгает вокруг и просит угощение. Ну конечно мы его покормим. Собака ест все, даже курагу! У меня не было собак никогда и я не думал, что все так просто. Перекус у нас скромный, угостили пса хлебом и колбасой, потом дали курагу попробовать. Все съел с большим аппетитом и казалось хочет сказать нам: "Дай еще!".

Выглянуло солнце, курум стал подсыхать. Мы продолжаем путь. За курумом снова лес, но уже тундрового типа. Небольшие россыпи и останцы повсюду, но мы обходим их по лесу и вот мы на плато среди останцев размером с садовые домики. Вперед - небольшая низина, за которой такая же гора - Мерзлый Утес, сзади из леса торчат скалы вершины 1215 м. Мы на вершине г. Мерзлая, 1235 м. До вершины Мерзлого Утеса еще 2 км, на его восточном плече мы замечаем большую скалу, она становится нашей следующей целью.

Останцы на вершине г. Мерзлая Вид на массив Иремель Вид на западную часть хребта

Вид на горы Большой Пасынок и Большой Иремель с скалы на восточном склоне г. Мерзлый УтесВид во всех направлениях изумительный. Иремель, Шеломы - все открыто! Мы полюбовались, сфотографировали окрестности, позвонили домой и движемся далее. Через 30 минут мы подходим к небольшой скале, чем-то похожей на уменьшенную копию северной части Откликного Гребня (большая скальная вершина на хребте Таганай). Место красивое, мы останавливаемся и залазим на скалу. Распогодилось, солнце августа сияет среди пушистых белых облаков. На юго-востоке выстроились в линию Большой Пасынок и Большой Иремель, совсем необычный вид у горы.

Мы продолжаем путь вперед. 15 минут и мы у цели! Гора Мерзлый Утес оказалась очень живописной, ее. вершинное плато травяное с невысокими тундровыми елочками, с небольшими каменными россыпями и останцами скал. На восточном краю плато находится массивный останец размером с средний садовый домик. Здесь вершинный тур горы. На западном окончании плато несколько останцев, за которыми плато круто обрывается длинной курумной россыпью. Отсюда открывается завораживающий вид на западную часть Зигальги и другие горы. Вид сейчас замечательный, перед нами Машак, Яман-Тау, Кумардак.

Дима на вершинном плато г. Мерзлый Утес Западная часть хребта Зигальга Встеча с туристами из Сатки

Навстречу нам выходят два человека. Неожиданность! Туристы из Сатки, идут из Верх-Катава по Зигальге траверсом. Сейчас налегке поднялись на гору. Делятся впечатлениями про гору Антенная, где они были вчера. Заманчиво рассказывают. Я внимательно рассматриваю г. Антенная и местность вокруг нее. ПВД на эту гору из Верх-Катава кажется реальностью. Но нужно посмотреть карты, "погуглить" отчеты. Тогда и маршрут появится.

Дима на вершине 1215 мМы прощаемся с саткинцами и с горой. Пора назад. Возвращаться будем через Мерзлую, а там посмотрим. Обратный путь уже знакомый. На вершине Мерзлой мы решаем идти к вершине 1215 м. Небольшой переход по лесу и мы подходим к этой горе. Вблизи она оказывается небольшим курумным куполом, возвышающимся на 50 м над лесом, с скальными останцами наверху. Мы снимаем "штурмовые рюкзаки" и оставляем их под охрану Пса, совсем не стремящегося залезть еще на одну вершину. 5 минут и мы наверху. Короткий осмотр окрестностей, принимаем решение выйти на дорогу, идущую вдоль г. Сухой Дол к Круглой Сопке, подойти к ней и траверсировать ее немного южнее вершины.

Снова лес, спуск с массива в направлении дороги, ручей, стоянка, лесная дорога. Привал. Перекус. Я нашел у себя в заначке чищенные семечки. Попробовал, не понравились. Угостил Пса. Он и это съел, и хвостом вилял в благодарность. Мы продолжаем движение в направлении Круглой Сопки. Местность тут - горный луг, а слева над лесом курумники г. Сухой Дол. Гора привлекательная, но сейчас нам ее не одолеть. Силы уже не те и нужно взойти на Круглую Сопку, оттуда спуститься под Поперечную, к нашей палатке. Светлого времени остается 3 часа, формальное расстояние до палатки примерно 4 км, но накопившиеся усталость и необходимость пройти крутой подъем по западному склону Круглой сопки с перепадом высот более 300 м. заставляют нас отказаться от соблазна залезть на г. Сухой Дол.

Гора Сухой ДолДорога поворачивает на северо-восток, ее направление - северный склон хребта Зигальга, низина между г. Сухой Дол и Круглой сопкой. До подножия Сопки нужно пройти полкилометра по лугу и лесу. Лес растет на замшелом пологом курумнике, его крутизна постепенно увеличивается, деревьев становится все меньше и меньше, открывается крутой склон горы. Мы с Димой договариваемся подниматься порознь и дождаться друг друга на верху. Этот подъем мне дается с большим трудом. Ползу по камням наверно целых 30 минут. Когда поднялся -обнаружил Диму и Пса, они дожидаются меня уже давно. Вершина Круглой Сопки - небольшая россыпь камней посреди травы, - совсем близко. Я захожу на вершину, осматриваю окрестности. Горы и леса окрашены багровым закатом. От нас, от камней, от деревьев стелятся длинные тени.

Я звоню домой, здесь есть связь, - прямая видимость города Трехгорный и передатчиков на горе Завьялиха.

Мы уходим в направлении южной оконечности горы Поперечная. Здесь все видно, все понятно и все просто. У меня включается "автопилот", под его управлением я дошел до палатки.

Вершинный тур г.Круглая сопка Пес на плато г. Круглая СопкаНа стоянке мы встретили Евгения. Он расположился на соседней полянке в 10 м от нас. Евгений приглашает нас организовать общий ужин. Мы варим гречку с тушенкой. Пса тоже решили накормить "от пуза". Отрезаем нижнюю часть 2-х литровой пластиковой бутылки, получаем емкость примерно 0,6 литра. Запариваем там 2 бич-пакета, кладем жир из тушенки. Пес в восторге! Чем, интересно, он питается в Тюлюке?

Разговоры у вечернего костра. Наступил миг, который так любят туристы! Мы с Димой подводим итоги радиального выхода: время -11 часов, расстояние - около 30 км, поднялись на 4 вершины, в том числе на Мерзлую - дважды. Суммарный набор высоты - около 800 м. Путь под дождем без учета его перерывов - 1,5 часа. Насыщенная получилась прогулка!

Евгений рассказывает, что он очень часто ходит на Зигальгу. В это лето, 2010 год, пересохли все родники, но он помнит случаи, когда после сильной грозы Юрюзань поднималась более чем на полметра и ему после спуска с Поперечной приходилось идти к мосту на дороге в Александровку, чтобы перейти реку. Вот это "крюк"! А сегодня он набрал около ведра ягод, урожай в этом году хороший.

Следующая серия разговоров у костра - "кто где ходил". Больше всего обсуждаем Южный Урал, вспоминаем и другие события: Конжаковский Камень, Маньпупунер, Манарагу. Тем временем догорает бревнышко, бывшее основой костра. Уже наступила ночь и темнота окутывает лес вокруг. Мы прощаемся до утра и расходимся по палаткам.

Утром в воскресенье я долго не хочу вылазить из спального мешка. Мне нужен отдых. Сегодня мы поднимемся на Поперечную, это просто, спустимся в Тюлюк. Потом будет возвращение в Челябинск, я водитель.

Восточная часть хребта Зигальга с склона г. ПоперечнаяЗатврак. Восхождение на Поперечную. Солнце сейчас над Малым Иремелем, его вершина сливается с вершиной 1406 м. Весь массив Иремель, а с ним и хребет Аваляк, в дымке. Другие горы - западная часть Зигальга, хребты Бакты, Машак, Нургуш, Сукан, Уван, гора Завьялиха и прочие, - просматриваются отчетливо. Гора Ямантау в дымке, видны только контуры горы. На вершинном плато гуляет холодный ветер. Посидев у вершинного тура, мы проходим к восточной окончености вершинного плато и рассматриваем самый последний участок Зигальги на восток - где находятся гора и река Евлакта. Нужно как-нибудь сходить и сюда тоже.

Спуск. Сбор лагеря. Тропа в Тюлюк. Привал на склоне Зигальги, мы рассматриваем деревню на свету и вид на Иремель. Солнце за 2,5 часа сместилось на Юг, сейчас оно чуть правее Большого Иремеля. Горы в дымке.

Снова спуск. Пес все время рядом с нами. У реки Юрюзань мы еще раз прикармливаем его сухофруктами. Переход реки вброд. С середины реки открывается еще один ракурс массива Иремель. Солнца в облаке и горы видны отчетливо. Ближе всех к нам Жеребчик. Редкий случай, что видно эту горку, что ее ничто не загораживает и она ни с чем не сливается. Привал. Возвращение в деревню.

"Вид на село Тюлюк и массив Иремель с тропы на г. ПоперечнаяПес переходит реку Юрюзань вброд

Пес бежит куда-то вперед, сворачивает в какой-то проулок и все. Не откликается и не видить его. Он дома, у него тут другие заботы. А здорово, что он был с нами весь поход.

Приют. Машина запылилась за 2 дня. Протираю окна, укладываю в багажник рюкзаки. Трогаемся. До свиданья, Тюлюк, Зигальга и Иремель! Спасибо за позитив! До следующих встреч!