Поход выходного дня по Таганаю

Аватар пользователя Бессонов Владимир

Маршрут: Златоуст - г. Монблан - подножие г. Ицыл - г. Круглица - Златоуст

Время: 12-14 октября 2012 г.

Участники: ?

Когда я планирую ПВД, я чаще всего ищу маршруты в Саткинском районе и западнее. Но после осеннего равноденствия световой день становится коротким и мне не хочется ездить далеко, т.к. вести машину приходится в темноте, скорость в дороге ниже. Сложности возникают и с парковкой в деревнях - на улице уже совсем темно и никого нет. Нужно стучаться к незнакомым людям, просить разрешения припарковать машину у их забора.

Что же делать в октябре? Ведь еще ясных дней достаточно много и не зима. Все просто, нужно ехать в самые ближние к Челябинску горы - Таганай. Так появился амбициозный маршрут с покорением гор Монблан, Ицыл, и траверсом горы Круглица с севера на юг. Этот ПВД состоялся. Восхождение на Ицыл не получилось, мы подошли к повороту на гору за 30 минут до наступления темноты. Мы были уже изрядно уставшие и отказались от рискованного штурма. Все остальное в этом походе получилось, даже с избытком! Наконец-то я в природе встретил живого медвежонка.

Подробнее маршрут похода можно посмотреть на карте http://www.southural.ru/maps/n-40-036.jpg

Хронология

Событие Дата Время Примечание
Парковка в г. Златоуст 12.10.2012 20:00 Стоянку я нашел только в 200 м от вокзала. Все, что ближе было занято.
Выход на окраину леса на "Просеку" (бывшую ЛЭП) 12.10.2012 20:30
Остановка на ночлег на р. Тесьма 12.10.2012 21:20
Отбой в пятницу 12.10.2012 23:30
Подъем в субботу 13.10.2012 7:30
Выход на маршрут с вещами 13.10.2012 9:20
Вершина г. Монблан, 1035 м 13.10.2012 12:20 Отличная погода, видимость около 100 км во все направления. На юго-востоке пелена тумана. На запад было видно хребет Зигальга, Сука, Зюраткуль, Нургуш
Продолжение маршрута 13.10.2012 12:50 Провели на вершине 30 минут. Сильный ветер
Остановка на обед 13.10.2012 14:00 Обед 30 минут
Встреча с медвежонком 13.10.2012 17:15
Выход на дорогу "Киалим-Ицыл-Сухокаменка" 13.10.2012 18:35
Поворот на г. Ицыл 13.10.2012 19:05 На вершину не пошли из-за недостатка светлого времени суток в октябре
Кордон "Киалимский" 13.10.2012 19:45
Остановка на ночлег на стоянке "Стрелка" 13.10.2012 20:35 Горячий ужин
Отбой в субботу 13.10.2012 23:00
Подъем в воскресенье 14.10.2012 8:00 Горячий завтрак
Выход на маршрут с вещами 14.10.2012 10:15
Осмотр 1й и 2й скал "3 брата" 14.10.2012 10:55 Привал и фотосессия 20 минут
Выход на просеку 14.10.2012 11:45
Поворот с просеки на северо-восточный склон г. Круглица 14.10.2012 12:10
Выход на вершинное плато г. Круглица с севера 14.10.2012 13:30 Ясная погода, очень сильный ветер, холодно .
Выход на вершину г. Круглица, 1177 м 14.10.2012 14:00 Привал 15 минут, сильный ветер, видимость около 25 км. Фотосессия
Привал на поляне "Каменных пирамид" в "Долине сказок" 14.10.2012 14:25 Фотосессия 10 минут
Обед на поляне под г. Откликной Гребень 14.10.2012 15:10 Обеденный привал 30 минут
Привал на приюте "Гремучий ручей" 14.10.2012 16:35 Привал 10 минут, дождь, набираем воду
Спуск к "Нижней тропе", поворот на "Белый Ключ" 14.10.2012 17:25 Дождь
Железный мост через р. Тесьма на "Нижней" тропе 14.10.2012 18:05 Дождь
Окраина г. Златоуст, начало просеки (бывшей ЛЭП) 14.10.2012 18:50 Дождь
Отъезд со стоянки в районе ж.д. вокзала 14.10.2012 19:50 Очень устали, переодевались в "цивильную одежду" прямо на территории стоянки.

Описание

Этот маршрут по Таганаю я придумал совершенно спонтанно. Когда я решил идти в октябре на Таганай, то сразу же подумал, что идти нужно туда, куда хожу очень редко (Монблан, Киалимский Кордон) и где не был вообще - в этот список попал Ицыл, хотя неудачные попытки подняться на эту гору у меня в 20-м столетии уже были. В этом маршруте непонятно как пройти с Монблана на Ицыл, удобные дороги на карте не обозначены. Но там относительно недалеко и без дорог - примерно 5 км. Это расстояние можно преодолеть за 2-3 часа по тайге и болотам.

Павел Сиражев, главный мой попутчик во всех ПВД 2012 года, соглашается и в этот раз, и пригласил Руслана Валеева. Итак, нас трое.

Пятница, 12 октября 2012 года. В 19:30 я высадил Павла и Руслана с нашими рюкзаками в Златоусте на дороге в Пушкинский, напротив больницы, и поехал парковаться. Место на стоянке я нашел только практически у вокзала. Но я знаю этот район и быстро иду пешком к товарищам. Выходить из города будем по просеке, или бывшей ЛЭП. Прошло уже 17 лет, как демонтировали эту линию электропредач. На просеке, где раньше стояли просмоленные деревянные опоры, сейчас поднимаются молодые деревья. С первой горки за городом нет больше обзора на Двуглавую и Откликной Гребень - все заросло. Я же до сих пор эту просеку называю ЛЭП.

Проходим улочку по окраине Златоуста, здесь есть фонари, последний установлен на верху последней горки. Далее спуск вдоль последнего огорода в низину, к ручью. Впереди лес и темнота. Останавливаемся, достаем налобные фонарики. Нам нужно прийти на Тесьму, перейти ее и заночевать. Дорога занимает около 40 минут. Перед самой речкой - болотинка и я переобуваюсь в сапоги. И правильно. Перешел речку без проблем, тогда как товарищи разувались.

Нашли кострище, выбрали место для палатки. Костер, ужин, планирование завтрашнего дня. Вечер был тихий и теплый для октября, +5С. Да, это уже не лето. Отбой.

Наутро был заморозок: вся трава покрыта инеем, на лужах корочки льда. Костер, завтрак, сбор вещей. В 9:05 мимо нас проходит разновосрастная группа из 8-9 человек, по виду - 3 поколения родственников. Младшим лет по 10-12, старшим около 60. Идут на Круглицу. Мы желаем им удачи и выдвигаемся через 15 минут по просеке вслед за ними, но на Монблан. Итак, начинается суббота, 13 октября 2012 года.

В природе вокруг нас видны осенние метаморфозы: вся трава высохла, померзла и легла, лиственные деревья почти осыпались. Только лиственницы еще сохранили окрас, но уже не золотой, а грязный. Пройдя 1 км, мы свернули налево по заглохшей лесной дорожке. К одному из деревьев на повороте был привязан белый эмалированный чайник. Странный указатель. Тут регулярно ходят люди, но нет признаков техники.

Примерно через час ходьбы с привалом и остановками на фотографирование, мы выходим на дорогу, идущую по западному склону хребта Малый Таганай в направлении Монблана. Дорога эта маркирована километровыми отметками для каких-то спортивных соревнований. Одновременно с этой отметкой на некоторых деревьях и кустах очень характерно исцарапана и ободрана кора. Наверно медведи тут тоже занимаются спортом. Надо же, всего в 4х км отсюда находится город с населением более 200 тысяч человек.

Мы идем вперед. Небо чистое, октябрьское солнце уже сушит траву, но еще не греет. Впрочем, на ходу под рюкзаком я никогда не замерзал. Дорога разъезжена какими-то внедорожными транспортами, местами очень грязная и скользкая, но проходимая везде. Развилка, указатель на Монблан. На Монблан ведет сухая тропа, идти значительно лучше, чем по дороге. Почти нет камней, под ногами почва, вокруг - еловый лес. Тропа постепенно набирает высоту. Этот подъем я охарактеризовал бы как пологий. Вершина, именно вершина горы Монблан, появляется неожиданно: среди деревьев большая каменная россыпь с крутым взлетом, наверху скальный гребешок, метрах в 40 над лесом. Это и есть вершина горы.

Камни огромные, размером то с диван, то с легковой автомобиль, а то с останцы размером с садовый домик. Выходим на вершину. Здесь сильный ветер, но небо чистое и обзор исключительный. Километров на 100 вокруг все видно. Я в первую очередь смотрю в юго-западном направлении, ищу Нургуш. Видно, еще как видно, и хребет Зюраткуль, и даже можно различить Уван, Сукан и за ними - Зигальга! Вот что такое погожий осенний день на вершине Южного Урала. Это лучший обзор во все направления из возможного.

Весь вид с горы трудно описывать, да и фотоснимки не передают ту информацию, которую видят глаза. Лучший вид с Монблана - на хребет Большой Таганай. Стоя здесь можно увидеть все достопримечательности хребта, указанные в многочисленных путеводителях: на Двуглавой - скалодром, вершину "Перья", вершину "Бараньи Лбы" и крутой курумник, стекающий оттуда в долину. Митькины Скалы между "Бараньими Лбами" и Откликным Гребнем, который расположен прямо напротив и отсюда выглядит очень растянутым и невысоким. Многочисленные скалы на пути к Круглице и ее саму с вершинным куполом и плато, расположенным севернее вершины. Северный склон Круглицы спускается в низину, там густые леса и на начинающемся склоне Дальнего Таганая отчетливо видны скалы "Три Брата", а лес продолжается вверх и венчается скально-курумной вершиной последней горы. Также отчетливо видно гору Ицыл, почти на севере от нас. Это наша следующая цель.

Вершинный тур на Монблане представляет собой бревнышко длиной 3м. К бревну кто-то заботливо приколотил 3 пробки от пластиковых бутылок вертикально вряд: верхняя - белая, средняя - голубая и нижняя - красная. Вам ничего не напоминают эти цвета в такой комбинации? Там, на горе, их вид вызывает улыбку.

Восточный склон г. Монблан

Ну все, пролетели 30 минут. Время 12:50, пора спускаться и по тайге двигаться к горе Ицыл. Восточный склон Монблана гораздо круче, чем западный. Широкая и длинная курумная россыпь вперемежку с языками леса спускается с вершины в долину. Здесь спуск напомнил мне северо-западный склон горы Абараш-Баш (хребет Аваляк, см. рассказ http://southural.ru/hikes/255.html ). На этих склонах перепад высот и расстояние от низины до вершины у обоих гор одинаковые, только высоты у вершин и "низин" разные. Пройдя большую часть россыпи по кратчайшему пути мы меняем направление на северо-восток, доверяемся компасу и солнцу, и идем по глухому лесу. В какой-то момент мы выходим на качественную тропинку, обозначенную на карте и идущую в попутном направлении. Мы все еще на восточном склоне хребта Малый Таганай. Тропа должна вскоре свернуть на северо-запад. Так оно и оказалось через некоторое время. Нам не по пути. Снова лес.

Пройдя минут 10 мы находим маленький родничок и кострище. Решаем, что пора сделать привал и перекус. Люди стояли здесь давно, возможно всего один раз. От тропы это место отдалено метров на 500. Нас согревает последнее октябрьское тепло - солнце в зените, ветра нет. Прилетела случайная муху. В октябре это уже экзотика.

Путь продолжается, время 14:30. Кругом лес, под ногами болото, нам нужно уйти сейчас прямо на восток, чтобы подняться на склон Уральского хребта повыше болота и найти там дорогу, ведущую к Ицылу. В низине много мордохлыста, сухая трава еще не полегла, под ногами чавкает болотина. Движемся мы медленно. Болото оказывается много больше, чем мы предполагали, но наш путь уже лежит по пологому подъему, значит мы на склоне Уральского хребта. Иногда нам попадаются какие-то тропы, явно нечеловечьи, идущие в никуда. Если их направление совпадает с нашим, то 20-40 метров мы проходим с относительным комфортом, а потом тропа упирается в густые ельники или еще какие-нибудь препятствия и теряется.

Мы ходим по тайге уже больше 2х часов,а нужной дороги так и не видать. В какой-то момент выходим на просеку идущую вдоль хребта. Просека заглохшая, подлесок и трава растут до пояса, часто встречаются поваленные бревна. Но видна человеческая тропа. Мы решаем идти вперед сколько получится. До Ицыла пока что более 3х км, но где-то впереди должна быть перпендикулярная просека, которая точно должна пересечь лесную дорогу к Ицылу. Так указано на карте.

Итак, мы уже порядком устали, но настроение приподнятое, потому что стало понятно как нам идти. И тут происходит событие, которое я запомню навсегда. Весь день в лесу вокруг нас было очень тихо. Почему вдруг впереди взволнованно каркают вороны? Я отметил, что тут что-то неладно, прошли метров пятнадцать и … замерли. Впереди, метрах в 10-12 от нас посреди просеки сидел медвежонок. Живой дикий зверек, уже не маленький. По виду как ребенок ростом 120 см (возраст указывать трудно, дети в наши дни часто оказываются акселератами). Первая мысль у меня: "Где медведица? Вдруг выйдет сейчас откуда-нибудь?" Мы все трое замерли, молчим, переглядываемся. Секунд через 10 начинаем разговор. Почему-то отходим назад, метров на 20. Тут опять останавливаемся и совещаемся уже вполголоса. Я вспоминаю все рекомендации на тему что делать при встрече с медведем и предлагаю пойти обратно к медвежонку и не доходя до него громко заорать.

Мы опять подходим на 10 м и начинаем угрожающе кричать и посылать зверя в дальнюю даль. Следующую картину я тоже запомнил, она стоит у меня перед глазами: сидящий медвежонок обернулся к нам, немного посмотрел, как-то обиженно встал на четвереньки и пошел в гущу леса. Выгнали мы зверя с насиженного места. А вороны тем временем продолжают каркать. Я вообще забыл про них, пока мы решали как по мирному разойтись с "хозяйчиком" тайги.

Прошла минута, мы решаем идти вперед. Хотя я в тот момент очень боялся, что откуда-нибудь появится медведица и начнет заступаться за свое дитя. Мы проходим несколько метров и понимаем всю картину, которую мы не видели из-за высокой травы. На земле лежит туша мертвого лося-самца с большими рогами. Задняя часть туши забросана землей, не иначе этот медвежонок трудился. Вороны каркали над падалью, их крики глушили наши шаги. От лося исходил смрад, который глушил наши запахи. Медвежонка мы застали врасплох, он мог бы стать нашей добычей, но мы не охотники. Где все это время была медведица-мама для меня до сих пор остается загадкой. Я не доставал фотоаппарат, боясь быть застигнутым врасплох и у меня нет фото медведя. Теперь же, когда он ушел, мы сфотографировали лося, обошли его и пошли дальше.

Вскоре мы вышли на перпендикулярную просеку. Наша просека дальше выглядела совсем заглохшей, человеческие следы поворачивали и наверх, и вниз. Мы не торопясь идем наверх. Неожиданно через просеку мимо нас быстро пробежал лось, этот был совсем живой. Фотоаппарат опять достать не получилось. Ну и глухое же место! Но где дорога к Ицылу? Мы прошли уже около 1 км и все безрезультатно. Привал, совещание, снова свернули в лес, идем по азимуту. Еще полчаса блужданий и наконец-то дорога! Грязная, с следами внедорожного транспорта, но та, которая идет мимо горы Ицыл и приведет нас на Киалимский Кордон.

Время уже 18:20. Стемнеет сегодня примерно через час. Нам не хватает светлого времени подняться на Ицыл, а темнота - глупый риск. Солнце уже садится и октябрьская погода берет свое, в воздухе появляется вечерняя свежесть.

Слышен шум моторов. К нам навстречу едут 3 квадроцикла. Останавливаемся. Обмениваемся впечатлениями. Продолжаем путь. Проходим поворот на вершину горы Ицыл, время 18:45. Мы туда не идем, в этот раз нам не хватает времени. Эх, если бы сейчас был август! Решаем спуститься к Кордону и там принять решение, что делать дальше.

Спускаться по дороге, хоть и по очень грязной, легко. Но расстояние большое, темнота окутывает лес, мы достаем фонарики. Кордон слышно метров за 200. Уже совсем темно, мы выходим к мосту через Киалим. На поляне у домиков видно броуновское движение фонариков, слышно много голосов. Время примерно 20:00.

Мы подходим к толпе тинейджеров. Нас окликает голос старшего группы:

- Вы кто?

- Мы сами по себе, мы не с вами.

Спрашивающий внимательно осветил нас фонарем, потом спросил куда мы идем и предложил нам ставить палатку рядом с приютом. Но мы решили идти на стоянку "Стрелка" и ночевать там уединенно. Руководитель детской группы рассказал, что он и две учительницы только что привели сюда, на Киалимский Кордон, из Златоуста группу детей 12-15 лет. Они готовят ужин и планируют вечерний костер. Им хочется, чтобы были здесь были и другие туристы, чтобы побольше рассказать детям о Таганае, о походах, о природе.

Увы, у нас свои планы. Мы желаем детской группе удачи и продолжаем путь на стоянку "Стрелка", куда приходим через 35 минут.

Установка лагеря, костер, ужин, вечерние посиделки. Мы еще и еще раз вспоминаем все, что было сегодня и вообще все, что было в 2012году и до этого. Это последний мой костер-2012, я ловлю эти мгновенья, игры языков пламени. Я не замечаю, что сзади, за спиной, октябрьский холод. Я думаю о прошедшем лете и о будущем лете. Именно здесь я решаю, что я должен написать эти рассказы.

Небо затягивают тучки. Мы на всякий случай прячем лучшие дрова под тент палатки. Отбой.

Ночь была сухая, несмотря на тучки, и очень холодная. Все, что снаружи палатки, покрыто инеем. Мы готовим завтрак и планируем путь в Златоуст. Сегодня, в воскресенье 14 октября, мы пойдем к скалам "Три брата", от них - к северному склону Круглицы, поднимемся на нее без тропы и траверсируем гору по вершинному плато, потом будем спускаться в Златоуст по верхней тропе, ниже Гремучего ключа уйдем к Железному мосту, чтобы выйти на окраину Златоуста по Просеке.

Палатка и вещи собраны, время 10:15, мы выходим в сторону "Трех Братьев". Эта тропа идет по густому лесу. Приходим к развилке троп и поворачиваем к группе из двух "скал - братьев". Третий "брат" остается за спиной, мы к нему в этом походе так и не ходили. Тропка петляет по хвойному лесу, обходит последовательно обе скалы и направляется куда-то юго-восток, в низину между Дальним Таганаем и Круглицей. В низине просека, тропа и ручей. Мы поворачиваем направо, на запад, и какое-то время идет в направлении перевала между горами.

Но в какой-то момент мы принимаем решение поворачивать на юг и вот мы снова в тайге без всяких троп. Мы идем в гору, но подъем пологий. Несколько раз мы перешагиваем маленькие ручейки. Лес густой, но вполне проходимый. Здесь вся трава уже высохла и полегла.

Крутизна подъема меняется, становится больше, а лес становится немного реже. На пути нам попадаются разоренные муравейники. И тут медведь живет! Это должно быть совсем другой медведь, не вчерашний.

Появляются лесные курумники, заросшие травой и мхом. Чем выше поднимаемся, тем больше становится отрытых россыпей камней. Теперь уже лес продолжает подниматься в гору отдельными языками. Мы на камнях. Обзор вверх сейчас небольшой, кажется, что еще 60-70 метров высоты и будет вершинное плато. Зато отлично видно Дальний Таганай, Ицыл, другие горы неподалеку. Обзор сегодня явно хуже, чем вчера, дальность - около 40 км. Мы проходим эти метры и видим, что впереди еще такой же подъем по камням. Большого леса уже нет, только стелящиеся ели и тундровые березки.

Наконец мы вышли на плато. Здесь очень сильный ветер. Мы идем вперед, к вершине, по сухой траве. Плато небольшое, метров этак пятьсот. Кое-где торчат останцы разного размера, но тоже ничего крупного. Ближе к вершине на плато камнями выложены надписи. Здесь есть слово "Травники" - название деревни, мимо которой проходит трасса М5. Вблизи буквы оказываются большие, по несколько метров в длину.

Ну вот последний подъем по камням и мы на самой высокой вершине Таганая, время 13:35. Я впервые в жизни прохожу Круглицу траверсом, да еще и "с полной выкладкой". Здесь гуляет сильный ветер, обзор во все стороны не далекий. На юг и юго-запад дальше Уреньги ничего не видно. Мы фотографируемся и начинаем спускаться к "Долине сказок", к верхней тропе.

В "Долине сказок" делаем еще несколько фотографий. Руслан сложил маленький каменный тур на полянке перед входом в "Долину" со стороны Откликного Гребня. Здесь все складывают туры, их тут более сотни. Руслан считает, что складывая тур нужно загадывать желание и оно обязательно сбудется. Далее к Откликному Гребню мы идем без остановок.

На поляне под Откликным мы устраиваем обед. Небо над нами все больше портится, ветер не стихает.

После перекуса мы продолжаем движение и в 16:00 мы приходим к приюту "Гремучий Ключ". Здесь мы останавливаемся у лесной бани набрать воды. Начинается дождь. По всем признакам это затяжной, "тяжелый" осенний дождь, способный промочить практически все. Мы быстро достаем дождевики и уходим дальше. Теперь мы стараемся идти как можно быстрее, дорога нам в помощь, здесь она под гору.

Развилка на верхней тропе. Налево - набитая тропа на Белый ключ и далее в Пушкинский. Направо - усыпанная павшей листвой тропа, ведущая на Железный мост. Как необычно это видеть! Все было наоборот 20 лет назад, когда я при каждом удобном случае сюда ездил, тогда еще на электричке. Теперь на старой верхней тропе и маркировки новой нет. Но мы идем, дождь не дает нам расслабиться.

Из кустов вытекает ручей и вода покрывает тропу. Это сток Белого Ключа, мы идем по воде несколько сотен метров, потом ручей снова утекает в лес. В низине тропа становится очень грязной дорогой, которую разбили квадроциклами. Зачем здесь столько ездят?

Наконец ручей, мы его переходим по камням. Еще 200 метров и на нашем пути "Железный мост" через речку Тесьма.

Дождь и не думает прекращаться. Мы идем на подъем по грязной дороге, очень скользко. Голова снова включает "автопилота". Нужно быстрей к машине. И будет счастье. Наконец последний лес на окраине Златоуста. Последний привал.

Снова проходим пригороды Златоуста. С пригорка, где стоит последний фонарь Златоуста, мы оглядываемся назад. Двуглавая, Откликной Гребень и Монблан величаво стоят за пестрым осенним лесом. Мы прощаемся с Таганаем и идем дальше. Улица в Пушкинский,больница. Дорожка мимо гаражей. Улица, на которой стоит вокзал, трамвайная линия. Стоянка. Сумерки. Продолжается дождь. Я быстро переодеваюсь в "цивильные" джинсы и кроссовки, лежавшие в багажнике "на всякий случай", и сажусь за руль.