"И БЫЛ БЫ ЖИВ ТОВАРИЩ ЛЕНИН..."
"...он псевдоним бы взял "0'Ленин"". А может, и "Оленичев", только это не укладывается в рифму шутливого экспромта, сочиненного А. Кукушкиным и выданного им "под занавес" встречи в бард-кафе 19 октября. Свой сольник в т/з "Ритм" Александр отыграл еще в прошлом году На "Созвездии" он, как и другие озерские "звезды", "засветился" на этот раз как гость.
А сезон под номером три открыло трио же. Раньше исполнители из Миасса так и называли себя - "Три-0". Пару "О", как и сейчас, составляли супруги Оленичевы - Вера и Анатолий. Ну, а заключительно-долгое "0-о-о!!!" выдыхала публика, когда на сцену лебедушкой выплывала Наталья Лебедь, в то время выступавшая в составе трио. История их "боевого крещения" на "Ильменке-78" достаточно хорошо известна в бардовских кругах. Во многом благодаря самим "страдальцам", вспоминающим о том провале с иронией. Тогда на фестивале, проводимом на территории Миасса, не выступало ни одного местного "самородка", и "защитить честь города" предложили им - людям взрослым и, как полагалось, сознательным. Песня была написана всего за два дня, но подвело полное на тот момент отсутствие сценических навыков. Выйдя на люди, дебютанты растерялись, забыли слова, однако не ушли. И под гомерический хохот зрителей докричали незатейливый припев (единственное, что помнили).
После того "год с ними не разговаривали туристы, половина знакомых просто проходила мимо, словно не замечая". Уязвленные, они репетировали ежедневно и на "Ильменах-79" стали наконец первыми миасскими лауреатами, спев "Балладу о медной монете". Опять же - свое произведение (автор музыки-Анатолий). Теперь песни, рожденные сим творческим союзом (но изменившимся составом, о чем чуть позже), исполняют далеко за Уральским хребтом. Так, с "Баллады" начинал популярный дуэт О. Митяев - П. Старцев. Челябинцы часто поют "Кто варит варенье в июле". Их вариант "Моцарта" на стихи Д. Самойлова - "самый раскрученный по России". Эти песни украсили и программу бард-кафе. В Миассе тоже недавно открылось подобное заведение - "Семь вечеров". Все именитые авторы, выступающие в Челябинске, непременно заезжают к ним "на огонек". Традиции "Ильменки" не угасают.
А в 80-м году, когда Ильменский фестиваль и авторская песня в целом находились на подъеме, Оленичевы были основными организаторами Миасского клуба самодеятельной песни, сразу развернувшего кипучую деятельность. Кого они только ни видели у себя в городе! И сами росли. Наталье Лебедь пришлось вернуться на Украину (посвященное ей "Цветное небо" открыло концертную программу "Созвездия"), и уже в дуэте Оленичевы стали лауреатами Ильменки и Грушинки. Вдвоем Анатолий с Верой выступали лет пятнадцать, пели и вместе с Татьяной Клочихи-ной, их нынешней "третьей половиной". Затем она ушла в дуэт. Однако из виду друзья друг друга не теряли, поскольку продолжали трудиться в одной конторе - в КБ Макеева (и по ею пору там). Наконец, после всех пертурбаций, пять лет назад трио таки воссоединилось. Так что "Романс", полученный Татьяной от Оленичевых в подарок, прозвучал в ее же исполнении. Подобно цирковым династиям, себя они называют "Трио Оленичевых" и, выходя на сцену, со смехом представляют Татьяну как "сына полка". В обычной, не сценической жизни сын есть только у Татьяны, он уже взрослый. И крошка внучка тоже пока только у нее. Еще она мама двух дочек-старшеклассниц. Когда успевает петь - непонятно, хорошо хоть, что муж терпеливо и с пониманием воспринимает ее занятия музыкой. Она же, окончившая в свое время с золотой медалью школу и с красным дипломом институт, старается держать высокую планку во всем. Когда-то ходила в походы, занималась спортивным ориентированием. Имела первый разряд по лыжам, а Вера Оленичева - по волейболу.
Специального музобразования в трио никто не имеет. Но инструментами владеют вполне профессионально, хотя кроме гитары больше ничего не используют. Пробовали - получилось неорганично, вне их стилистики. Таня в студенчестве немного занималась классическим вокалом, выучилась играть на фортепиано и гитаре. В трио занимается аранжировками (она же - менеджер коллектива). У Толи с Верой - незаконченная "музыкалка". И Анатолий пишет практически всю музыку к их песням. Помимо гитары он играет... в бридж. Участвовал в российских бридж-первенствах самого высокого ранга еще с советских времен. Раньше и на плотах сплавлялся, отдавая работе инженера свободное от увлечений время.
Увы, но дочери Оленичевых (обе они школу закончили), как и Татьянины дети, не разделяют тяги родителей к авторской песне, скорее ревнуют к ней. Ведь покуда предки разъезжали от дома далече по фестивалям и гастролям, старшим приходилось "пасти" младших чад. Видимо, от чувства недоданной любви Оленичевы адресовали два посвящения именно старшей дочери.
Собственно, вся первая часть бард-концерта стала объяснением в любви. Но поскольку он назывался "Любовь, осень и прочее...", то второй героиней была осень. И хотя у них, следующих по стопам классиков, есть свой цикл "Времена года" (обо всех сезонах и месяцах), половина репертуара-об осени. Что, впрочем, вполне укладывается в статистику "Частотного словаря поэтических образов", составленного их другом и подаренного автору адресованной исполнителям записки с традиционным акростихом (завсегдатаи бард-кафе обожают этот способ самовыражения). Осень вдохновляет Оленичевых оттого, что это время раздумий, подведения итогов. Что вполне отвечает духу их песен, заставляющих слушателей сопереживать.
Трио не имеет лидера, каждый вносит посильную лепту, работая на паритетных началах. Вера - поэт, поэтому она основной автор текстов. А к выбору текста они всегда относятся очень внимательно, по поводу чего нередко случаются творческие споры. Берут порой стихи и других авторов, как правило, "широко известных в узком кругу" (И. Макаров, И. Кадышева). Любят они обращаться в песнях и к образам, созданным художниками (скажем, "Неизвестная" - песня, написанная на стихи "попсо-вого" М. Танича). Свои концерты сравнивают с рисунками на песке (так как не фиксируют их на видео и аудио, и действо сохраняется лишь в памяти зрителей). Готовы часами лицезреть произведения искусства (хотя кистью никто из них не владеет) и слушать хорошую музыку.
Полный порядок у трио не только с интеллектом, но с чувством юмора. Тонким, не лобовым, ближе к иронии. И наряду с песнями-размышлениями есть ироничные. Но "заводных" вроде "Тети Зои" - мало. Вера называет их "песни миасско-го разлива". Они - патриоты Миасса: Таня живет там лет с четырех, Оленичевы - со времени окончания Томского университета, поскольку родом из Сибири. Наша сне-жинская публика им напомнила свою - из Машгородка, чуткую и внимательную, что они подметили еще на "Снежинке". А сейчас, прибыв с питерской международной бард-тусовки, убеждены, что конкурсная программа на фестивалях Снежинска и Озерска куда как душевнее. Что ж - им, профессионалам, виднее. Мы же будем ждать следующей встречи в бард-кафе, где 16 ноября выступит Валерий Богданов.
Е. Сучкова
Комментарии