Куда пойти на майские праздники? Хотелось сходить в такое место, где бы в это время было мало снегу, и где бы были вершины, на которых мы ещё не бывали и желательно, чтоб расположены они были достаточно компактно. Горы севернее Белорецка уже не единожды нами исхожены, к тому же существует большая вероятность того, что в тайге ещё могут встречаться большие заснеженные пространства. Очередной траверс Крыкты-Тау? Но хотелось чего-то поновее. По большинству параметров нас удовлетворил хребет Большой Шатак. И хотя на паре вершин я уже был – на главной (1271м) и Большом Таштырте (1142), но достаточно близко от них есть ещё порядка пяти горушек, куда ещё не ступала нога членов клуба «Исилган».
Утром 7-го мая 2006г. втроём на одной машине выехали из Магнитогорска в деревню Исмакаево, расположенную в верховьях реки Бол. Авзян, с западной стороны хребта Большой Шатак. Наш путь лежал через Белорецк, Кагу и Верхний Авзян, всего порядка 210-ти километров. Асфальт на трассе р-316 (Стерлитамак – Белорецк – Магнитогорск) закончился после поворота от Каги к Верх. Авзяну, после моста через Белую. Дальше – отсыпная дорога. В самом Авзяне центральная улица асфальтирована. Старинная церковь на пригорке, напротив - новенький спорткомплекс, закрытый на замок (как сказала проходящая мимо тётка, построенный по указанию из Уфы), красивый пруд, обрамлённый красивыми обрывами, и мы мчимся дальше вдоль Авзяна в Исмакаево. Неподалеку от посёлка берега реки сильно обезображены и перелопачены, по всей видимости, драгой. Как потом выяснилось - здесь и впрямь добывали золото. В деревне опять таки центральная улица асфальтирована. Доезжаем до конца этой улицы на северный конец деревни. Асфальт кончился. Стучимся в ворота первого же понравившегося дома.
Открывает молодой парень.
- Можно мы у вас оставим машину на пару дней?
- Да, можно.
- И часто у вас тут туристы бывают?
- Нет, вы первые такие.
В 11 часов выдвигаемся на гору. Тут же неподалеку деревянный мост через реку. За мостом - старая заброшенная дорога уходящая в нужном нам направлении – в сторону Шатака. Идём неторопясь, обмениваясь новостями и воспоминаниями (давно не виделись), на привале пробуем глинтвейн из термоса. Лес, солнце, весенняя теплынь – хорошо. По всем приметам с дорогой мы угадали – это оказалась как раз таки та дорога, что уходит на склон хребта на восток из Исмакаево (на карте-километровке она есть). Постепенно подъём становится круче, дорога хиреет и вскоре превращается в тропку, резко сворачивающую на юг, вдоль склона. На карте, похоже это то место, где дорога пересекается с просекой. Дальше идём уже без тропы вверх по косогору. Справа журчит весенний ручей. Стали попадаться снежники, но снег на них достаточно плотный и выдерживает вес человека. Хотя иногда и проваливаемся по колено. Ещё пара привалов и мы выходим на плато, поросшее кривоберёзовым редколесьем. Пройдя ещё немного на восток, выходим на поляну, по которой с севера на юг идёт дорога. На карте она также есть – как раз под буквами «Бол. Шатак». Виден холм вершины 1206 и холм главной вершины (1271). Начинаем подумывать об установке базового лагеря. Хотелось бы, чтоб находился он повыше, на более-менее открытом месте (чтоб обзор был), но в тоже время, чтоб защита от ветра какая-нибудь имелась, ну и вода рядом. Через невысокий кривоствольный лесок, заболоченный талыми водами и с большим количеством обширных снежников, выходим на восточный склон плато. Огромное открытое пространство горной степи. Вдали, в дымке – Крака, перед нами – верховья речки Бол. Ключ, стекающей в долину реки Кухтур, слева – голый холм главной вершины и скальный гребень Большого Таштырта, седловина между ними, поросшая такими же, как и здесь кривыми берёзами и лиственницами; справа – жёлтая весенняя степь урочища Кужак Залавок и скальные гребни юго-восточного склона плато. Решаем встать у истоков Большого Ключа. Траверсируем склон, петляя среди берёзок, снежников и зарослей кустарниковой ивы. И вот на берегу ручья, рядом с родником, под невысокой сосной с распластанной кроной ставим палатку. Вокруг нас – высокогорная лесостепь: стоящие по две, по три низенькие берёзки, редкие приземистые одинокие сосны, ещё какие-то кусты, и невысокие заросли можжевельника, там и сям разбросанные группками. Вся эта растительность ни сколько не закрывает обзор вокруг, и наша стоянка сохраняет ощущение простора и парения над окрестностями. В полукилометре ниже по течению Ключа есть стационарная стоянка плановых туристов – стол, туалеты и т.п.Первая наша цель – высшая точка хребта - 1271. Пологий подъём - и вот мы на вершине у невысокого скального гребешка. Удивила структура этого скального выхода. Он сложен сланцевыми породами, торчащими из земли под углом порядка шестидесяти градусов. У основания – огромное количество обломков – плоских камней в среднем величиной с ладонь.
Спускаемся на восток в седловину. Горная степь, полянки «каменных листьев», можжевеловый стланник, огромные гладкие каменные плиты, словно поваленные стены неведомых древних замков, одинокие, причудливые своей кривоватостью, деревья.
На следующий день идём на юг. Первая на нашем пути вершина – 1206 – высшая точка плато, которым выражен хребет в этой части.
Сегодня безоблачно. Яркое, но не тёплое весеннее солнце сияет в небе, лёгкий прохладный ветерок треплет травинки мягкого степного ковра. Простор и безмятежность. Поднятая к небесам степь. Высота 1100 метров. И ниже - теряющиеся в синей дали уральские хребты. И только остроконечная шапка главной вершины Шатака венчает окружающий пейзаж.
Удивляет обилие прошлогоднего конского помёта. Даже возле деревень иной раз столько его не увидишь. Это ж, сколько лошадей здесь бывает. Уже потом, по возвращении в Исмакаево, мы узнали у ребят, у которых оставляли машину, что летом здесь пасётся табун из семисот голов. Сюда его пригоняют из Каги и находится он здесь в полудиком состоянии, без пастухов чуть ли не до снега. Вот такая южноуральская ковбойская идиллия. Высокогорное пастбище – такие в Средней Азии называют «джайляу». Когда поздней весной зазеленеет трава, и появятся здесь табуны, станет здесь, наверное, ещё красивей. Может быть, именно такой ландшафт – холодные степи и тундростепи с кустарничково-травянистой растительностью и был у южного края ледового панциря во время последнего оледенения несколько десятков тысячелетий назад.Подходим к скалам восточного склона хребта. Поначалу я думал, что вершина эта называется Капкаташ (1099м), но джипиэс показал, что высота её – 1141м. Рассмотрев внимательно карту, обнаружил, что точка 1099м находится южнее скального гребня, обозначенного на карте. Эти скалы также красивы, как и Бол. Таштырт. Такие же наклонные плиты-зеркала. По-своему интересны и окрестности этого скального гребня. С урочища Кужак Залавок по кривоствольному берёзовому лесу на юг, по оси хребта вьется дорога. Между ней и гребнем, в лесу, ещё один параллельный пояс скальных выходов и останцев. Но что удивительно – состоят они не из сланцевых пород, а из конгломерата – сцементированных осадочными породами округлых камней различной величины. Этот пояс севернее выражен скалой 1116м (по карте неподалеку от репера 1097) и ещё севернее проходит параллельно скалам Бол. Таштырта. Этот конгломерат – участок берега древнего моря, поднятый миллионы лет назад геологическими процессами. Вообще, любопытно всё это. Скалы восточного уступа хребта – это одни сланцы, затем конгломераты, скалы западного уступа – это уже другие сланцы. В принципе, в Интернете я нашёл геологическое описание: http://www.scgis.ru/russian/cp1251/dgggms/1-98/puchkov.htm (Краевой складчато-надвиговый пояс орогена. Краткий очерк геологического строения и стратиграфии рифейских отложений башкирского мегантиклинория) и http://www.uran.ru/structure/institutions/igg/Lithology/publics/anfimov/glava1.htm(Краткий геологический очерк башкирского мегантиклинория) но, не имея начальных геологических знаний, понять, что-либо сразу очень трудно – сплошной поток терминов, перемежаемый для связки русскими словами. Типа: «Кузъелгинская подсвита объединяет конгломераты, различной окраски песчаники и туфопесчаники (?), диабазовые порфириты (метабазальты), а также кислые эффузивы. В разрезах на хр.Большой Шатак подсвита представлена в нижней части преимущественно терригенными породами, выше преобладают диабазы с пластами конгломератов; верхняя часть разреза слагается липаритами, базокварцевыми порфирами, риолито-дацитами и дацитами». И так по каждой подсвите. Что такое «подсвита» тоже смутно представляю.
Итак, после пояса конгломератных скал – небольшая полоса леса, а затем пояс каменных обломков – этакий местный курум – каменная россыпь, лежащая параллельно скалам, а затем уже и сами скалы. Весь этот пейзаж как то уж самодостаточен – ничего лишнего, ничего выпадающего из общего алгоритма, всё словно подогнано друг к другу, подобрано своими масштабами и размерами – скалы, осыпи, деревья…
Идём к следующей вершине, к горе Катушка (1043м). Пологий спуск к седловине по лиственнично-берёзовому редколесью. На дороге – прошлогодние следы протекторов «Нивы» или «УАЗика». Встречаются валуны конгломератной породы. Капкаташ - скала с останками геодезической вышки в виде креста. Христианский крест в этом башкирском высокогорье выглядит несколько неуместно. Нелепое человеческое дополнение в творение местного Создателя.
На седловине дорога раздваивается – на западный и восточный склоны хребта. Впереди – очередная скальная гряда. Судя по карте, её высота менее 1000м., но, взгромоздившись на неё с пологой западной стороны, «джипиэсом» определили её высоту в 1026м. Как оказалось – эта гряда самая мощная из всех виденных нами на Шатаке. Скалы горы Катушка нас меньше впечатлили. На вершине Катушки – бетонный тур. У северозападной оконечности второго (более южного) скального гребня 1026, на дороге находится покосившаяся пастушеская избушка без печки, рядом загон и родник. Вот так вдумчиво, с фотокамерой и геологическим молотком, роль которого выполнил альпинистский скальный молоток, мы прогулялись по Шатаку. Местные пейзажи, несомненно, интересны.
Уже позже, приехав домой, я перечитал статью И. Морозова «Лошадиная Гора». Ещё пару лет назад, оказывается, геологи шарохались на плато Шатака, по словам автора статьи – «искали золото, платину». Я вот так и не понял из статьи – пошутили геологи или нет? Если нет, то действительно разрушенные драгой берега Бол. Авзяна и центральная часть плато лежат на одной линии. И «прослойка» между западными и восточными сланцевыми скалами – золотоносная.
Некоторые советы желающим посетить данный район. Подобраться к хребту можно из Кагарманово, по долине Кухтура. Сворот грунтовки с трассы напротив деревни. С Каги – существует конная тропа, по которой водят с кагинской турбазы плановых туристов. С Верхнего Авзяна - брод через речку (выше северного окончания поселка, с дороги на Исмакаево). С Узяна (читай «Лошадиная Гора»). Короче всего путь с Исмакаево – 5км до плато.
Фото: Прохоров Борис, Арзамасцев Николай, Жигалов Дмитрий
Комментарии
я там был лет 7 назад- нормальная изба была.
скоро опять собираюсь сходить- надеялся там ночевать...
А на машине на шатак только инвалиды ездят. Там же пешком ходить надо!
http://www.youtube.com/user/TheHottabytsch#p/u/3/ufpMSGW5RWs
Вот видео зимнего Шатака, Крака и Наров
Дорогу укладывали из бревен и по ним катили пушки. Брат в этих местах чудом нашел серебрянную монету размером с перепелиное яйцо с символами ЕМ что означает Елизавета максимовна. А еще там есть водопадик если не пересохло в этом году.
Дорога, идущая по хребту, почему-то называется Пугачёвской.
С краю горы есть старая дорога заросшая мхом травой бревна со времен пугачевского восстания.
Дорогу укладывали из бревен и по ним катили пушки. Брат в этих местах чудом нашел серебрянную монету размером с перепелиное яйцо с символами ЕМ что означает Елизавета максимовна. А еще там есть водопадик если не пересохло в этом году.
Вот с краю горы тащили пушки, дорогу называют по разному - пугачевская, генеральская...
В общем как-то так...
У меня родня живет в деревне Кагарманово гору называют Бишитэк что в переводе 5 подножий
Вершина Капкаташ 1099,7 далеко не основная и находится километров на 5 южнее главной.
drone, не ходи по этой карте - заблудишься.
Царица Елизавета была дочь Петра, следовательно, Петровна. Но ЕМ не поэтому, так чеканили на монетах, а потому, что их чеканили на Екатеринбургском монетном дворе, в отличие от Санкт-Петербургского. Извините за занудство.
Хребет называется Шатак. Некоторые местные его называют еще "Шайтак" то есть место, где водятся шайтаны, нехорошее место. И правда, на хребте много геомагнитных и временных аномалий. Причем они не постоянны. То есть можно пройти по какой то полянке и ничего тебе не будет, а на обратном пути на этой же полянке компас или часы начинают шалить. Сам плутал несколько раз, причем там, где все хожено - перехожено.
По поводу названия вершины спорить не буду. Местные называют ее маяк (как и все остальные вершины), я привык называть Шатаком.
Высшая точка хребта Бишитак - гора Акмасим (баш. Аҡмәсем)