В очередной раз рассказывал отцу, как я в Победе лазил по провалу, и видел его неодобрение. И пытался ему объяснить все, что мне Сергей Мигунов говорил, про большее внимание к веревке (выкидывать при любом незначительном повреждении и даже без оного через 4 года эксплуатации), на что он мне резонно заявил, что слабым местом может оказаться вовсе не веревка, а, например, снаряга. И тогда я вспомнил сначала, что меня больше всего напрягало не висеть на одной веревке, а висеть на одном стоппере. И потом еще вспомнил, как в этотм раз, когда Маша спускалась в провал, у нее расстегнулся этот самый стоппер. Она, конечно, побыстрее вцепилась в веревку жумаром, но ведь его еще нужно было отцепить от пояса (на спуске дело было)! Вот, пожалуй, вспомнив тот момент я и сделал выводы. Пусть я потащу лишнюю веревку, но страховка будет.
На мой взгляд, в серьезных предприятиях, решать брать ли вторую веревку или не брать - должен решать руководитель. Если руководитель думает иначе чем ты, то в любом случае, вопрос должен решаться до выхода на маршрут, а далее все так, как было решено.
Ну разумеется, я не хочу никого ни к чему принуждать. Просто я больше не буду спускаться в провалы высотой больше, чем 5 метров, без страховки. Я не думаю, что руководитель будет так уж против того, что я, например, кину рядом с основной веревкой вторую и зацеплюсь за нее вторым стоппером - да или даже просто схватывающим узлом. А если будет против, например, не разрешит брать вторую веревку, потому что это лишний груз и я буду идти медленно - туда я не пойду.
В Победе, когда я по провалу лазил, кстати, я и кидал вторую веревку рядом, но цеплялся за нее рукой (свободной от стоппера) :). С технической точки зрения, разумеется, безопаснее вряд-ли стало, но с психологической - гораздо комфортнее.
Гриш, дело-то, конечно, твое. А твой батя спелео хоть раз занимался? У горников ведь совсем другая техника. Почитай Серафимова, может он тебе лучше обяснит что к чему. А вообще, SRT не я придумал. Эта техника признана во всем мире. Кроме повышенного внимания к веревке она предполагает также повышенное внимание ко всему вокруг, в том числе и к железякам. А это основа, которой нельзя принебрегать. Если ты даже застрахуешься от поломки железяки или от разрыва веревки, то не сможешь застраховаться от камня по голове, не проявив должного внимания к этому.
Страховка - конечно дело хорошее. Всегда лучше перестраховаться, чем недостраховаться. Но страховку получается вешать лишь на небольшие провалы, т.к. в больших появляются проблемы: 1. Самая тривиальная. Две веревки весят в два раза больше чем одна. Для сравнения: один хвост 100 м. весит 7 кг. Для спуска в Сумган необходимо иметь 100+50 м. веревки. 2. Страховку получается использовать только при технике ВВТ (веревко-веревочная техника, означает что по одной веревке происходит движение, а другой страхуются.). Техника ВВТ не подразумевает навески, т.е. веревка полной бухтой кидается в провал, описывая по пути все особенности рельефа стены. О выступы стенки происходит трение, сила которого пропорциональна глубине провала, т.к. чем больше провал, тем больше амплитуда растяжения веревки тем сильнее трение. В таких местах веревка перетирается и бывает даже, что и обрывается, что и делает целесообразным использование страховки. Техника же SRT призвана изолировать все трущиеся места. С этой целью и делается навеска. В стену бьются спиты, на которые и подвешивается веревка в трущихся местах. В местах, где спит забить невозможо – крепятся изоляторы. Расстояние между спитами не должно превышать 40 м. (вспомни навеску в Кызыл-Яре) Если ты навесишь две веревки на спиты, то ты просто запутаешься в них при спуске или подъеме, и даже если не запутаешься, то сил на подъем у тебя уйдет в два раза больше, т.к. тебе при подъеме постоянно придется руками продергивать веревку через страховочный зажим. И потом, если ты будешь спускаться в пещеру не один, а параллельно с другой группой, то она тебе просто не даст провесить двумя веревками, т.к. трасса пробивается одна для всех. В спелеотехнике, как ни в чём другом требуется аккуратность и повышенное внимание. Стоппер сам не расстегнется никогда, если его застегнуть правильно. Поэтому необходимо всегда контролировать снаряжение. При спусках существуют проблемы чрезмерного разгона по веревке. Эта проблема актуальна лишь для решеток. Для устранения её используется как раз страховочный зажим (шант), который страхует за основную веревку. Для стопперов такой проблемы не существует, т.к. страховочный зажим находится в нем самом. Всякие там БСУ, восьмерки, инвары и другая горная техника к применению в SRT запрещены именно из-за плохого отношения к веревке.
Не, мой отец не спелеолог, он горник, причем ходил давно (80-85), хотя и руководителем в 5ку, кажется. Насколько я читал про SRT (http://clubdoroga.euro.ru/arhiv/nedkov/nedkov1.htm), смысл ее состоит во внимании к веревке, ее характеристикам (статическим и динамическим), к навеске такой, чтобы исключить трение веревки о стены (в горных походах это, разумеется, исключено). Все положительные моменты связаны с тем, что веревки требуется меньше, и навешена она тщательнее, поэтому не зафиксировано ни одного срыва веревки при технике SRT (кроме одного случая, когда просто внаглую повесили 8-мм перетертую веревку и таким образом получили псевдо-SRT). Однако я вижу огромное внимание к состоянию веревки, но мало внимания к состоянию прочей снаряги, которая в случае хорошей веревки становится тем самым узким местом. Из приведенной же книги: "Это, однако, не должно нас успокаивать, потому что использовать технику без знания ее деталей так же опасно, как вертеть педали велосипеда, не умея справиться с рулем. Поэтому будущие усилия спелеологов должны быть направлены как на всестороннее тщательное изучение, так и на педантичное применение специфических требований СРТ. В основе всего этого должно лежать знание свойств веревки и правил ее использования. И это не случайно, так как веревка - основной элемент в этой системе, и без ее подробного изучения наша безопасность была бы сомнительной". С этим я не согласен в корне. Основной элемент этой системы - человек. Почему расстегнулся стоппер у Маши? Причем тут веревка? Смотрел я на этот стоппер и не понимал - почему у него не завинчивается крепление, которое не дает ему расстегнуться? Это все равно что карабин не забухтовать. А уж про решетку я не говорю - я, конечно, еще чайник, но я опасливый чайник, полагающий, что с ростом опыта обычно растет и потеря внимательности, - так вот, для меня сама идея решетки просто дика - как это так можно спускаться, если все держится на том, держишь ли ты веревку или нет, а если ты ее отпустишь, то неконтролируемо поедешь вниз?... Поэтому при технике SRT я, пожалуй, доверяю веревке, о которой заботились, но надо что-то сделать со снарягой - спуск, когда тебя держит единственный стоппер на единственной веревке меня не устраивает совсем.
А почему не повесить две веревки правильно? То есть почему обязательно при ВВТ кидать веревку всем бухтом вниз? Навесь одну хорошую веревку правильно, чтобы нигде не терлась, и повесь вторую. Да, будешь путаться (я путался, когда лазил по провалу в Победе), но все это преодолимо. Короче, мой вывод такой - техника SRT в первую очередь предназначена для облегчения спуска за счет некоторого послабления в безопасности, которое стремятся свести к минимуму за счет большего внимания к снаряге и веревке. Допустимо только при большом опыте и отличном проверенном состоянии снаряги ВСЕХ участников, ВСЕ из которых должны обладать профессионализмом. Короче, SRT - техника для уверенных во всем профессионалов, и не подходит для тех, кого в пещеру взяли в первый (второй, пятый) разы. Для таких лучше комбинировать достижения SRT (хорошая веревка, внимание к навеске) с дополнительной безопасностью более традиционных техник.
Для меня сама идея решетки просто дика - как это так можно спускаться, если все держится на том, держишь ли ты веревку или нет, а если ты ее отпустишь, то неконтролируемо поедешь вниз?...
На решетке веревку можно зафиксировать, и тогда ее можно отпустить.
Гриша, не забывай, что при ВВТ используется 2 веревки. Не поверишь, но иногда люди и в одной путаются. В технике SRT труднее допустить т.к. там просто меньше элементов. В ВВТ ошибиться гораздо проще.
Я знаю, что ее там можно зафиксировать, мне беспокоит другое - если что-то случается (камень прилетает, внезапная потеря сознания), то ты просто не успеешь ее зафиксировать.
У тебя добавляется одна веревка, и один элемент дополнительный - ус от твоей обвязки ко второй веревке. Я как-нить попробую такое провернуть, мне кажется - это не так уж и сложно.
Вот у меня и претензии к SRT как раз в том, что там непозволительно мало элементов! Оно, конечно, приятно - на одном стоппере лафа спускаться, не надо продергивать страховку и следить, чтобы веревки не запутались...
Вот это уже интереснее. Кто такая самостраховка? Это какая-нить штука, которая за ту же веревку цепляется, и которую надо протягивать, или как? А насчет камней и каски я с тобой согласен, конечно. Но, я думаю, никто не будет спорить, что снаряга, которая при ее отпускании не проносит тебя до самого низу, а тормозит - надежнее?
Во первых - карабин не "забухтовывают", а "замуфтовывают". Гриш, ты просто на большой навеске никогда не висел. У нас на скалах даже кому-то яйцо прижало при перестёге (Джону вроде). А если бы веревки было две – он вообще бы импатентом остался. Что касается решетки – то её применение запрещено без шанта. Насчет снаряги: во времена твоего бати снаряга вся была самопальной. В лучшем случае её изготавливали на заводе на станке. Сейчас все снаряжение сертифицировано и проходит тщательный контроль во время производства. Засчет этого она и стоит таких бешенных бабок. Для сравнения – строительный карабин типа “рапид” стоит 30-40 руб. Спелео “рапид” стоит 200-400 руб. По виду она практически одинаковы. >А почему не повесить две веревки правильно? -А почему стоматологи через жопу не работают? Потому, что – неудобно! В ВВТ вообще страхуют сверху, а веревка к спускающемуся человека мертво привязана. При самостраховке возможно блокирование страхующего зажима (или схватывающего узла). При навеске двух веревок они у тебя еще в трансе спутаются. Запутаться запросто можно и в одной веревке. Особенно когда спуск происходит в щель и навеска идет от одной стены к другой. У тебя и так на перестеге перед глазами 4 веревки (верхняя, верхняя с провиса, нижняя и ус), а ты хочешь, чтобы их стало 7? >Короче, SRT не подходит для тех, кого в пещеру взяли в первый (второй, пятый) разы. Так тебя и взяли в Победу для того, чтобы ты освоился, и именно поэтому в Октябрьскую не взяли. Конечно, из осваивания ничего не получилось – было слишком мало времени и слишком большие планы. Я, например, своих пару раз на неделе таскал на мост, а в выходные – на Волковские тренироваться. И так практически все лето.
To 15, 18: Именно о таком случае рассказыала одна знакомая, которая не раз ездила на Кавказ и Абхазию в вертикальные пещеры.
Стопер тем плох, что когда что-то случается, ты инстинктивно хватаешься за все что попало, сжимаешь ручку стопера и летишь вниз. Решетка действует же наоборот, ты пугаешься, цепляешься за веревку и тормозишь. И она рассказывала о реальных случаях, когда с новичками у них случались такие неприятности.
Re19: Для этого опять-таки нужна треннировка. Для мажориков есть ID. Там ситуация блокирования зажима предусмотрена. А вот если решетку сожмешь рукой, то возможно переломать или перерезать пальцы. А шант - это некое подобие самохвата, который едет выше решетки, и которым в случае разгона можно затормозить.
Re19: Для этого опять-таки нужна треннировка. Для мажориков есть ID. Там ситуация блокирования зажима предусмотрена. А вот если решетку сожмешь рукой, то возможно переломать или перерезать пальцы. А шант - это некое подобие самохвата, который едет выше решетки, и которым в случае разгона можно затормозить.
Я считаю, что самый надежный способ спуска - решетка + самосраховка жумаром - при спуске левая рука управляет веревкой в решетке, а правая - большим пальцем чуть приспускает кулачок жумара. При ударе камня по голове (например) отпускаются ое руки (здесь не получится, как в случае со стоппером, т.к если сработает хватательный рефлекс, о котором упомянул Андрей, здесь затормозит и решетка и жумар. Кроме того, из личного опыта скажу, что так проще перестегиваться, особенно если перестежка сложная, некуда опереться ногами ("на весу"), то Сереге все равно придеться встегнуть жумар. Такой способ спуска не "самопальный", а используется многими спликами (нассоновцы, Грань). А к вопросу об отношении к SRT в МЧС - так я сам лично спускался в Октябрьскую по SRT-шной навеске с парнем, который работает в МЧС.
Мне кажется можно связать прус, схватывающий узел на перила и на карабин к верхней обвязке, при спуске левой рукой травить схватывающий узел по перилам, правой придерживать тот конец веревки, которая через спусковое устройство пропущена. В случае потери сознания или прочих неприятностей достаточно отпустить левую руку узел на перилах затянется. Жумар, гри-гри, кулачек заклинит на перебитой оплетке.
Так ВВТ даже какой-то извращенский получается. Схватывающий узел используют вообще самоубийцы. Он вяжется как правило из тонкого репа и как правило быстро протирается. Потом, если ты не потеряешь сознание и от испуга сожмешь схатывающий, то посвистишь. Ребята, не стоит изобретать велосипед. Есть всемирно признанная техника SRT. Если вы используете решетку, то можно страховаться за основную веревку шантом или как предлоджил БГ жумаром. Однако с жумаром может возникнуть сложность - при попытки торможения он срабатывает и оказывается в нагруженом состоянии, в котором открыть его практически невозможно.
25: Для особо наблюдательных - перечитай вышеизложенное - в SRT не допускается использование старых веревок, если оплетка перебита - веревка годится разве для сушки белья. А перил в этой технике никаких нет - веревка ОДНА
26: Открыть нагруженый жумар - это дело техники, надо разгрузить его на решетку. Попариться, конечно, приходиттся, но у каждого способа есть свои достоинства и недостатки
(27)Оплетка бывает рвется, перетирается и на новой веревке, кто-то в кошках наступил, хрен знает что еще (такое бывает, любой жумар кроме пецелевкого заклинит намертво). (26)Интересно как ты, потеряв сознание сожмешь узел? Я не доверяю железу, любую механику может заклинить и я видела, как это бывает. И еще, господа, я не хочу не спорить не меряться знаниями я просто предложила вариант спуска, который, если сомневаюсь применяю. И еще лестница на мокрой или обледенелой веревке не держит дюльферяешь, просто с ахренительной скоростью(опять же если я правильно понимаю что такое лестница). Под перилами я подразумеваю вереку по которой спускаешься, а не две веревки.
(26)Прошу прощения невнимательно прочитала вопрос. Схватиться за узел от страха может только совсем глупый человек, помоему. Это только тонкий реп перетирается и вообщем-то не скользит как надо.
32: Мы говорим о разных вещах, - да, в горной технике технику SRT никто не применяет. В спелеотехнике - другие правила, там веревка перетирается меньше - из-за особой навески; кошки в пещерах практически не применяются (средняя температура +2 градуса, лед образуется только вблизи входа), поэтому всякую механику очень даже используют
Не ребята... не зажимало мне яиц...))))Просто при подъеме получилось так что страховочный ус оказался не у дел.. а жумар с кролем оказались одинаково нагруженными... кроль не получалось разгрузить т.к. он был практически вплотную к карабину(который в скале)... вот такие вот пироги.. чуть импотентом не назначили...)))
А чем вас восьмёрка не устраивает, если закрепиться на верёвке надо можно рогатую восьмерку испльзовать +скорость спуска выбираешь как хочешь. +нет никаких движущихся деталей - просто нечему ломаться => очень надёжная вещь +страховать через неё удобно Схватывающие узлы это хрень - на обледенелых и заглинянных верёвках вообще не работают (приминяются в аварийных ситуациях, как и узел UIAA) На восьмерке работаю в промальпе, спускаюсь в пещеры, применяю в альпинизме и страхую в скалолазаиии. Дёшиво и сердито! Нашим Вентовским спусковухам не доверяю(много деталей - боюсь за качество соединения) а на петцл денег нет, да и смысла не вижу(пока лишние деньги не появятся) Почти все предложенные варианты - это лечение зубов через жопу! Дополнительно перестраховываться надо только на первых тренировках с новичками. ИМХО!!!!!!
Ну во-первых, восьмерки, пираньи, БСУ и прочие крутящие веревку устройства запрещены по технике безопасности SRT. Во-вторых. Были у нас ситуации, когда мы закрывали глаза на восьмерки и БСУ и разрешали ребятам на них спускаться. При спуске в Сумган из всей команды один человек использовал восьмерку и один - БСУ, после этого веревка между перестегами стала сильно перекрученной, и по ней стало сложно подниматься. В третьих. С точки зрения безопасности спелео спуска, если человек во время спуска на восьмерке по каким-то причинал теряет сознание, он моментально обрушиается вниз.
Более подробную информацию читайте в технике безопасности SRT. P.S.: А перестраховываться надо всегда. Жизнь-то ведь всегда дороже любой страховки.
Даже не в спелеологии, если веревка закреплена в двух толчках и ты передвигаешься между ними, рекомендуется использовать спусковые устройстватипа решеток (ну или стоппер)
Вы спорите о разных техниках, SRT-шники вообще восьмерку не пользуют. На счет " это лечение зубов через жопу" - ни один уважающий себя альпинист не будет спускаться только на одной восьмерке, дабы не убраться самому и не убрать товарищей, так можно делать только при спуске со стенки 10м и менее.
Пожалуй присоеденюсь. Восьмёрка вообще полный отстой: 1. Страшная штука - верёвку в спираль крутит потом в ней "стоп" намертво застревает. Висишь в 2-х метрах от перестёжки и материшься. 2. Страховать с ней тоже жуть. Особенно в дыре, когда совершаешь восхождение с оттяжками и любезно роняешь чемодан на голову страхующего. Чисто свободного падения конечно не получится, но и хорошего мало - все равно убьешся. 3.Буржуи давно придумали всякие модные железяки типа Гри-Гри и тд. С такими штучками не страшно. Про SRT. Спортить тут бесполезно - самая прогрессивная и безопасная техника. Главное соблюдать правила 2 точек страховки и все. Кстати альпиндяи на больших стенных восхождениях давно используют эту технику, только грудные зажимы (кроль) не используют, а гоняют на 2-х жумарах. А вот пешеходники какието отсталые - например Турфест в Мурадымово - ну нахрена страховочные узлы вязать если у тебя кроль-жумар???????
ПРО "Стоп" (он же "каталка" в Российском варианте даже "ДЕСАНТЕР" есть): На соревнованиях по Спелеотехнике (SRT+Контест) не разрешается спуск только на одном СТОПЕ поэтому возникают постоянные споры с судьями, которые требую дополнительной страховки жумаром. Это конечно глупо, но саблюдается правило 2-х точек. С другой стороны Кабанихина от смерти в пещере Курбера (Воронья) в Абхазии спас Прощелкнутый в веревку на всякий случай карабин. Стоп открылся и он летел туеву хучу метров пока не влетел в перестёжку. Потом его 72 часа мужики на верх тягали. На первенстве РБ по SRT "Зимняя Вишня-2003" у учасника СЛОМАЛСЯ российская каталка ДЕСАНТЕР, помогла дополнительная страховка жумаром ну и судейская страховка. Вот ещё у фирмы КОНГ Бонниати есть стоп со всякими прибамбасами типа АНТИШОК и тд. А сам я на решётке гоняю и не пищу (т.к на стоп денег жалко.
ПРО безопасность. Однажды на выходе из Октябрьской у меня выщелкнулся кроль (тогда ежё "альтурс")- не правильная нагрузка, просто почти на самом выходе и повис я на одном жумаре - SRT великое изобретение! Так же дело обстоит и при спуске с решёткой - да пусть с ней хоть что случиться не страшно. Малость испугался в Пропащей Яме где в момент перестёжки вылетел спит и я пролетел немного вниз (длинну карэма) но все равно безопасно т.к выше ещё одна перестёжка. Короче! Народ кому страшно! Тренируйтесь на скалах с "судейской" страховкой парочка километров по верёвке и вы поймете всю прелесть SRT
Опять же "Однажды в Сумгане". Однажды в Сумгане ребята, которые спускались на восьмерках, решили вылезти оттуда на двух жумарах. По их словам, половину шахты пройти у них получилось. А дальше - спасибо Серёге из Пермского клуба, который быстренько сгонял наверх и принес из своего лагеря им комплекты SRT.
Лично я спускаюсь на одном Вентовском стопе (по моим ощущениям он такой же, как Петцль, а на Бонниати 3,5 косаря жалко) без страховки жумаром. Мне не понятно как может быть возможно страховаться жумаром при спуске на стопе? Ведь обе руки заняты: одна разблокирует кулачок стопера, другая контролирует нижнюю вереку. Стопер - очень удобная штука, особенно когда работаешь на сложном спуске, и когда делаешь навеску. Если я остановил и заблокировал стопер - я на 100% уверен, что с ним ничего не случится. Но его можно неправильно заправить (одна девчонка у нас на треннировках всегда имела инструкцию к стоперу в кармане, и на перестегах периодически её изучала), и можно случайно рукой раскрыть защелку (такие случаи тоже были).
Хочу вас поздравить, господа. Великий спор SRT-шников и альпинистов о достоинствах и недостатках их техник наконец-то перешел и на страницы этого сайта. Это значит, что мы растем в техническом плане и становимся крутыми.
Про подстраховку жумаром на стопе абсолютно верно - глупо. Просто в Уфе судьи такие (Из старой школы). В Челябинске с этим все нормально. А в Уфе у судей в голове не укладывается как это 1 точка. Но сейчас требование такое: при спуске на одном стопе люди делают обычно так - спуск на стопе до перестёжки - страховочный ус в карабин - выстёгивает стоп - всегивает его ниже перестежки. Судьи смирились со стопом но момент когда выстегивается стоп участник остается на одном страховочном усе - и это как раз и является нарушением. Требуют на момент выстёгивания стопа ещё одну точку страховки (жумар например).
А в дыре все намного проще. Например я использую в страховочных усах карабины без муфт. В некоторых местах (типа Победы Уступ 12м вообще спускаемся спортивным).
ПРО стоп. Лично видел как человек на соревнованиях (Юрак-Тау) пролез дистанцию впервые со стопом. Просто он на каждой перестёжке смотрел на рисунок-инструкцию любезно выгровированный производителем на сеем изделии. А монстр SRT Залилов Фидель (он же Федя) На Зимней Вишне 2004 наглядно показал все прелести использования Стопа. Организация навески без выстегивания стопа - Спускается до крюка - вдевает в него карабин и встает в него на самостраховку - нажимает на рычаг стопа и выбирает веревку на карэм - вяжет восьмерку прощелкивает в карабин - перестёг готов, Федя висит на стопе ниже него и стоит на самостраховке т.е. нарушений нет далее он просто выщелкивает самостраховку и спускается дальше. Итог 1 место и огромный отрыв от ближ преследователей а тем более решёточников.
А использование карабинов без муфт в технике SRT вообще недопустимо!!! На соревнованиях (в Урал-Тавке было) штрафуют и за то, что карабины не муфтуешь, хотя в классе А на это уже давно внимания не обращают - не объяснишь этим балбесам, что НЕЗЯ :) А останешься на одном самохвате (жумаре или кроле) - судья зол на тебя еще полгода. В классе В еще не так обнаглели - судей пока что уважают:) Класс С - вообще песня! Пока все не замуфтуют, не заблокируют - с места не сдвинутся :)
Про спуск на СТОПЕРЕ: спускаешься до карема (в сам карем не заезжаешь), всегиваешь короткий ус, въезжаешь в карем (висишь на усе). Потом встегиваешь жумар в нижнюю веревку, после чего выстегиваешь каталку, встегиваешь ее под жумар, юлокируешьь ее. Потом все само собой: Встаешь на педали, выстегиваешь ус, потом (по правилам) необходимо проверитьправильно ли встегнута каталка: НЕ выстегивая жумар разблокируешь каталку, проезжаешь на ней чуть-чуть, если все нормально, опять блокируешь ее,выстегиваешь жумар и - со свистом до следующего карема :)
Внимание! Вся информация на сайте является авторской. За разрешением на использование любых текстов, фотографий и других материалов, обратитесь к их авторам.
Я не думаю, что руководитель будет так уж против того, что я, например, кину рядом с основной веревкой вторую и зацеплюсь за нее вторым стоппером - да или даже просто схватывающим узлом. А если будет против, например, не разрешит брать вторую веревку, потому что это лишний груз и я буду идти медленно - туда я не пойду.
Почитай Серафимова, может он тебе лучше обяснит что к чему.
А вообще, SRT не я придумал. Эта техника признана во всем мире. Кроме повышенного внимания к веревке она предполагает также повышенное внимание ко всему вокруг, в том числе и к железякам. А это основа, которой нельзя принебрегать. Если ты даже застрахуешься от поломки железяки или от разрыва веревки, то не сможешь застраховаться от камня по голове, не проявив должного внимания к этому.
1. Самая тривиальная. Две веревки весят в два раза больше чем одна. Для сравнения: один хвост 100 м. весит 7 кг. Для спуска в Сумган необходимо иметь 100+50 м. веревки.
2. Страховку получается использовать только при технике ВВТ (веревко-веревочная техника, означает что по одной веревке происходит движение, а другой страхуются.). Техника ВВТ не подразумевает навески, т.е. веревка полной бухтой кидается в провал, описывая по пути все особенности рельефа стены. О выступы стенки происходит трение, сила которого пропорциональна глубине провала, т.к. чем больше провал, тем больше амплитуда растяжения веревки тем сильнее трение. В таких местах веревка перетирается и бывает даже, что и обрывается, что и делает целесообразным использование страховки.
Техника же SRT призвана изолировать все трущиеся места. С этой целью и делается навеска. В стену бьются спиты, на которые и подвешивается веревка в трущихся местах. В местах, где спит забить невозможо – крепятся изоляторы. Расстояние между спитами не должно превышать 40 м. (вспомни навеску в Кызыл-Яре)
Если ты навесишь две веревки на спиты, то ты просто запутаешься в них при спуске или подъеме, и даже если не запутаешься, то сил на подъем у тебя уйдет в два раза больше, т.к. тебе при подъеме постоянно придется руками продергивать веревку через страховочный зажим. И потом, если ты будешь спускаться в пещеру не один, а параллельно с другой группой, то она тебе просто не даст провесить двумя веревками, т.к. трасса пробивается одна для всех.
В спелеотехнике, как ни в чём другом требуется аккуратность и повышенное внимание. Стоппер сам не расстегнется никогда, если его застегнуть правильно. Поэтому необходимо всегда контролировать снаряжение.
При спусках существуют проблемы чрезмерного разгона по веревке. Эта проблема актуальна лишь для решеток. Для устранения её используется как раз страховочный зажим (шант), который страхует за основную веревку. Для стопперов такой проблемы не существует, т.к. страховочный зажим находится в нем самом. Всякие там БСУ, восьмерки, инвары и другая горная техника к применению в SRT запрещены именно из-за плохого отношения к веревке.
Насколько я читал про SRT (http://clubdoroga.euro.ru/arhiv/nedkov/nedkov1.htm), смысл ее состоит во внимании к веревке, ее характеристикам (статическим и динамическим), к навеске такой, чтобы исключить трение веревки о стены (в горных походах это, разумеется, исключено). Все положительные моменты связаны с тем, что веревки требуется меньше, и навешена она тщательнее, поэтому не зафиксировано ни одного срыва веревки при технике SRT (кроме одного случая, когда просто внаглую повесили 8-мм перетертую веревку и таким образом получили псевдо-SRT).
Однако я вижу огромное внимание к состоянию веревки, но мало внимания к состоянию прочей снаряги, которая в случае хорошей веревки становится тем самым узким местом.
Из приведенной же книги:
"Это, однако, не должно нас успокаивать, потому что использовать технику без знания ее деталей так же опасно, как вертеть педали велосипеда, не умея справиться с рулем. Поэтому будущие усилия спелеологов должны быть направлены как на всестороннее тщательное изучение, так и на педантичное применение специфических требований СРТ. В основе всего этого должно лежать знание свойств веревки и правил ее использования. И это не случайно, так как веревка - основной элемент в этой системе, и без ее подробного изучения наша безопасность была бы сомнительной".
С этим я не согласен в корне. Основной элемент этой системы - человек. Почему расстегнулся стоппер у Маши? Причем тут веревка?
Смотрел я на этот стоппер и не понимал - почему у него не завинчивается крепление, которое не дает ему расстегнуться? Это все равно что карабин не забухтовать. А уж про решетку я не говорю - я, конечно, еще чайник, но я опасливый чайник, полагающий, что с ростом опыта обычно растет и потеря внимательности, - так вот, для меня сама идея решетки просто дика - как это так можно спускаться, если все держится на том, держишь ли ты веревку или нет, а если ты ее отпустишь, то неконтролируемо поедешь вниз?...
Поэтому при технике SRT я, пожалуй, доверяю веревке, о которой заботились, но надо что-то сделать со снарягой - спуск, когда тебя держит единственный стоппер на единственной веревке меня не устраивает совсем.
Навесь одну хорошую веревку правильно, чтобы нигде не терлась, и повесь вторую. Да, будешь путаться (я путался, когда лазил по провалу в Победе), но все это преодолимо.
Короче, мой вывод такой - техника SRT в первую очередь предназначена для облегчения спуска за счет некоторого послабления в безопасности, которое стремятся свести к минимуму за счет большего внимания к снаряге и веревке. Допустимо только при большом опыте и отличном проверенном состоянии снаряги ВСЕХ участников, ВСЕ из которых должны обладать профессионализмом.
Короче, SRT - техника для уверенных во всем профессионалов, и не подходит для тех, кого в пещеру взяли в первый (второй, пятый) разы. Для таких лучше комбинировать достижения SRT (хорошая веревка, внимание к навеске) с дополнительной безопасностью более традиционных техник.
На решетке веревку можно зафиксировать, и тогда ее можно отпустить.
Гриша, не забывай, что при ВВТ используется 2 веревки. Не поверишь, но иногда люди и в одной путаются. В технике SRT труднее допустить т.к. там просто меньше элементов. В ВВТ ошибиться гораздо проще.
З.Ы. Лишних ... кг таскать, нет уж, спасибо.
У тебя добавляется одна веревка, и один элемент дополнительный - ус от твоей обвязки ко второй веревке. Я как-нить попробую такое провернуть, мне кажется - это не так уж и сложно.
Вот у меня и претензии к SRT как раз в том, что там непозволительно мало элементов! Оно, конечно, приятно - на одном стоппере лафа спускаться, не надо продергивать страховку и следить, чтобы веревки не запутались...
В МЧС как относятся к SRT?
А если у тебя есть внезапные потери сознания, то тебе и к провалу без страховки приближаться нельзя.
МЧС SRT пользует. Им стоперы выдают. (Кстати петселевские)
А насчет камней и каски я с тобой согласен, конечно.
Но, я думаю, никто не будет спорить, что снаряга, которая при ее отпускании не проносит тебя до самого низу, а тормозит - надежнее?
Гриш, ты просто на большой навеске никогда не висел.
У нас на скалах даже кому-то яйцо прижало при перестёге (Джону вроде). А если бы веревки было две – он вообще бы импатентом остался.
Что касается решетки – то её применение запрещено без шанта.
Насчет снаряги: во времена твоего бати снаряга вся была самопальной. В лучшем случае её изготавливали на заводе на станке. Сейчас все снаряжение сертифицировано и проходит тщательный контроль во время производства. Засчет этого она и стоит таких бешенных бабок. Для сравнения – строительный карабин типа “рапид” стоит 30-40 руб. Спелео “рапид” стоит 200-400 руб. По виду она практически одинаковы.
>А почему не повесить две веревки правильно?
-А почему стоматологи через жопу не работают? Потому, что – неудобно! В ВВТ вообще страхуют сверху, а веревка к спускающемуся человека мертво привязана. При самостраховке возможно блокирование страхующего зажима (или схватывающего узла).
При навеске двух веревок они у тебя еще в трансе спутаются.
Запутаться запросто можно и в одной веревке. Особенно когда спуск происходит в щель и навеска идет от одной стены к другой. У тебя и так на перестеге перед глазами 4 веревки (верхняя, верхняя с провиса, нижняя и ус), а ты хочешь, чтобы их стало 7?
>Короче, SRT не подходит для тех, кого в пещеру взяли в первый (второй, пятый) разы.
Так тебя и взяли в Победу для того, чтобы ты освоился, и именно поэтому в Октябрьскую не взяли. Конечно, из осваивания ничего не получилось – было слишком мало времени и слишком большие планы. Я, например, своих пару раз на неделе таскал на мост, а в выходные – на Волковские тренироваться. И так практически все лето.
Стопер тем плох, что когда что-то случается, ты инстинктивно хватаешься за все что попало, сжимаешь ручку стопера и летишь вниз. Решетка действует же наоборот, ты пугаешься, цепляешься за веревку и тормозишь. И она рассказывала о реальных случаях, когда с новичками у них случались такие неприятности.
А шант - это некое подобие самохвата, который едет выше решетки, и которым в случае разгона можно затормозить.
А шант - это некое подобие самохвата, который едет выше решетки, и которым в случае разгона можно затормозить.
Ребята, не стоит изобретать велосипед. Есть всемирно признанная техника SRT. Если вы используете решетку, то можно страховаться за основную веревку шантом или как предлоджил БГ жумаром. Однако с жумаром может возникнуть сложность - при попытки торможения он срабатывает и оказывается в нагруженом состоянии, в котором открыть его практически невозможно.
(26)Интересно как ты, потеряв сознание сожмешь узел?
Я не доверяю железу, любую механику может заклинить и я видела, как это бывает. И еще, господа, я не хочу не спорить не меряться знаниями я просто предложила вариант спуска, который, если сомневаюсь применяю.
И еще лестница на мокрой или обледенелой веревке не держит дюльферяешь, просто с ахренительной скоростью(опять же если я правильно понимаю что такое лестница). Под перилами я подразумеваю вереку по которой спускаешься, а не две веревки.
+скорость спуска выбираешь как хочешь.
+нет никаких движущихся деталей - просто нечему ломаться => очень надёжная вещь
+страховать через неё удобно
Схватывающие узлы это хрень - на обледенелых и заглинянных верёвках вообще не работают (приминяются в аварийных ситуациях, как и узел UIAA)
На восьмерке работаю в промальпе, спускаюсь в пещеры, применяю в альпинизме и страхую в скалолазаиии. Дёшиво и сердито! Нашим Вентовским спусковухам не доверяю(много деталей - боюсь за качество соединения) а на петцл денег нет, да и смысла не вижу(пока лишние деньги не появятся)
Почти все предложенные варианты - это лечение зубов через жопу!
Дополнительно перестраховываться надо только на первых тренировках с новичками. ИМХО!!!!!!
Во-вторых. Были у нас ситуации, когда мы закрывали глаза на восьмерки и БСУ и разрешали ребятам на них спускаться. При спуске в Сумган из всей команды один человек использовал восьмерку и один - БСУ, после этого веревка между перестегами стала сильно перекрученной, и по ней стало сложно подниматься.
В третьих. С точки зрения безопасности спелео спуска, если человек во время спуска на восьмерке по каким-то причинал теряет сознание, он моментально обрушиается вниз.
Более подробную информацию читайте в технике безопасности SRT.
P.S.: А перестраховываться надо всегда. Жизнь-то ведь всегда дороже любой страховки.
На счет " это лечение зубов через жопу" - ни один уважающий себя альпинист не будет спускаться только на одной восьмерке, дабы не убраться самому и не убрать товарищей, так можно делать только при спуске со стенки 10м и менее.
1. Страшная штука - верёвку в спираль крутит потом в ней "стоп" намертво застревает. Висишь в 2-х метрах от перестёжки и материшься.
2. Страховать с ней тоже жуть. Особенно в дыре, когда совершаешь восхождение с оттяжками и любезно роняешь чемодан на голову страхующего. Чисто свободного падения конечно не получится, но и хорошего мало - все равно убьешся.
3.Буржуи давно придумали всякие модные железяки типа Гри-Гри и тд. С такими штучками не страшно.
Про SRT. Спортить тут бесполезно - самая прогрессивная и безопасная техника. Главное соблюдать правила 2 точек страховки и все. Кстати альпиндяи на больших стенных восхождениях давно используют эту технику, только грудные зажимы (кроль) не используют, а гоняют на 2-х жумарах.
А вот пешеходники какието отсталые - например Турфест в Мурадымово - ну нахрена страховочные узлы вязать если у тебя кроль-жумар???????
На соревнованиях по Спелеотехнике (SRT+Контест) не разрешается спуск только на одном СТОПЕ поэтому возникают постоянные споры с судьями, которые требую дополнительной страховки жумаром. Это конечно глупо, но саблюдается правило 2-х точек. С другой стороны Кабанихина от смерти в пещере Курбера (Воронья) в Абхазии спас Прощелкнутый в веревку на всякий случай карабин. Стоп открылся и он летел туеву хучу метров пока не влетел в перестёжку. Потом его 72 часа мужики на верх тягали.
На первенстве РБ по SRT "Зимняя Вишня-2003" у учасника СЛОМАЛСЯ российская каталка ДЕСАНТЕР, помогла дополнительная страховка жумаром ну и судейская страховка.
Вот ещё у фирмы КОНГ Бонниати есть стоп со всякими прибамбасами типа АНТИШОК и тд. А сам я на решётке гоняю и не пищу (т.к на стоп денег жалко.
Малость испугался в Пропащей Яме где в момент перестёжки вылетел спит и я пролетел немного вниз (длинну карэма) но все равно безопасно т.к выше ещё одна перестёжка.
Короче! Народ кому страшно! Тренируйтесь на скалах с "судейской" страховкой парочка километров по верёвке и вы поймете всю прелесть SRT
Стопер - очень удобная штука, особенно когда работаешь на сложном спуске, и когда делаешь навеску. Если я остановил и заблокировал стопер - я на 100% уверен, что с ним ничего не случится. Но его можно неправильно заправить (одна девчонка у нас на треннировках всегда имела инструкцию к стоперу в кармане, и на перестегах периодически её изучала), и можно случайно рукой раскрыть защелку (такие случаи тоже были).
Например я использую в страховочных усах карабины без муфт. В некоторых местах (типа Победы Уступ 12м вообще спускаемся спортивным).
А монстр SRT Залилов Фидель (он же Федя) На Зимней Вишне 2004 наглядно показал все прелести использования Стопа. Организация навески без выстегивания стопа - Спускается до крюка - вдевает в него карабин и встает в него на самостраховку - нажимает на рычаг стопа и выбирает веревку на карэм - вяжет восьмерку прощелкивает в карабин - перестёг готов, Федя висит на стопе ниже него и стоит на самостраховке т.е. нарушений нет далее он просто выщелкивает самостраховку и спускается дальше. Итог 1 место и огромный отрыв от ближ преследователей а тем более решёточников.
На соревнованиях (в Урал-Тавке было) штрафуют и за то, что карабины не муфтуешь, хотя в классе А на это уже давно внимания не обращают - не объяснишь этим балбесам, что НЕЗЯ :)
А останешься на одном самохвате (жумаре или кроле) - судья зол на тебя еще полгода.
В классе В еще не так обнаглели - судей пока что уважают:)
Класс С - вообще песня! Пока все не замуфтуют, не заблокируют - с места не сдвинутся :)
Про спуск на СТОПЕРЕ:
спускаешься до карема (в сам карем не заезжаешь), всегиваешь короткий ус, въезжаешь в карем (висишь на усе). Потом встегиваешь жумар в нижнюю веревку, после чего выстегиваешь каталку, встегиваешь ее под жумар, юлокируешьь ее. Потом все само собой: Встаешь на педали, выстегиваешь ус, потом (по правилам) необходимо проверитьправильно ли встегнута каталка: НЕ выстегивая жумар разблокируешь каталку, проезжаешь на ней чуть-чуть, если все нормально, опять блокируешь ее,выстегиваешь жумар и - со свистом до следующего карема :)
Страницы