Зачем они делают это?
Итак, сделаем спелеологию объектом психоаналитического исследования.
Для начала разберемся: с чем встречается человек, желающий проникнуть в мир пещер? Начиная с одевания гидрокостюма и комбинезона и кончая протаскиванием транспортных мешков через разнообразные “шкурники”, узости, меандры и “шклевотины”, весь процесс прохождения пещеры состоит из действий по протискиванию, протаскиванию, натягиванию и заползанию перемежающихся со спуском и проталкиванием в различные колодцы и трещины. Спелеолог находится в состоянии вечной борьбы с темнотой, сыростью и трением. Последним он противопоставляет свою гибкость и фантастическое (ничем не объяснимое) упорство.
Очевидно, что основной подсознательной идеей, дающей спелеологу силы преодолеть все тяготы пути из недр земли на поверхность, является инстинкт самосохранения. По свидетельству очевидцев, момент наивысшего удовлетворения у спелеологов (особенно молодых) наступает именно при выходе на поверхность земли. Запаха озона и блеск звезд приводят их в состояние, близкое к оргазму. Часто можно видеть, как только что вышедший из пещеры спелеолог, мокрый как мышь, после двадцатичасового тяжелейшего пути, вместо того, чтобы согреться и поесть, валяется навзничь в снегу с блаженной улыбкой на лице, не снимая снаряжения и быстро покрываясь корочкой льда.
Причиной такого состояния является иллюзия полного избавления от опасностей, возвращение в привычную среду обитания. Заметим, что такое же состояние иногда возникает у новичков-альпинистов на вершине, и именно оно приводит к тому, что на спуске происходит 2/3 несчастных случаев. Спелеологи же имеют на него полное право.
Насколько легко разобраться с побудительными мотивами, заставляющими спелеологов выползать из пещеры, настолько же трудно ответить на вопрос, что толкает их вниз.
Логично предположить, что спелеологи сами, возможно, того не сознавая, получают удовлетворение от самого процесса проникновения в пещеру. Нужно отметить, что “изюминкой” спелеотуризма является прохождение разнообразных узостей. Действительно, техника работы с веревкой является составной частью и горного туризма, и альпинизма. Но любой спелеолог попробовавший ходить в горы скажет вам, что спелеология и альпинизм, – совершенно различные вещи. Итак, узости.
Но какие положительные эмоции может испытывать зажатый в четырех стенах человек, буквально просачивающийся в неизвестность, окруженный темнотой и сыростью, облепленный грязью, ежеминутно рискующий не вытащить головы из трещины? У любого не спелеолога такой комплекс ощущений способен вызвать только страх и отвращение.
Прохождение узостей в спелеологии – это искусство, овладеть которым можно только путем длительных тренировок. Опытный спелеолог в “шкурнике” абсолютно расслаблен, спокоен и настойчив. Он не имеет, кажется, ни мышц, ни костей. Он похож на червяка, змею, гибкую резиновую палку. Он заполняет целиком весь объем, в котором находится, он мягко обтекает стены, оказывая на них минимальное давление, чем снижает силу трения, которая из его врага превращается в союзника. И, что самое интересное, он почти счастлив.
Известный случай со спелеологом Ш., когда при преодолении им протяженной узости неожиданно возникшая эрекция удерживала его на месте в течении сорока минут, не позволяя двигаться ни назад, ни вперед.
Вполне возможно, что психологически подобные ощущения представляют собой ярко выраженный синдром фетишизма. Заместителем сексуального объекта может, как учит З. Фрейд (“Три очерка по теории сексуальности”), выступать “часть тела, малопригодная для сексуальных целей, или неодушевленный предмет”. В нашем случае налицо аналогия между процессом прохождения узости и той стадией полового акта, которая именуется фрикциями. Завершающей стадией этого процесса является чувственное наслаждение.
Учитывая, что “женские половые органы изображаются символически при помощи всех предметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство… т.е. при помощи шахт, копей и пещер…” (З. Фрейд), и проведя аналогию между недрами земли и утробой матери, можно заключить, что подсознательно спелеология является формой сексуального удовлетворения, достаточно яркого и своеобразного.
Не лишним будет также заметить тот факт, что прохождение сложных пещер (т.е. настоящая спелеология) считается чисто мужским занятием и женщин в такие походы стараются не брать.
Заключение А. Камю (“Падение”) о ненормальности и патологичности спелеологов и занятие оной становится понятным и оправданным: “Трюмы, погреба, подземелья, гроты, пропасти вызывают у меня ужас. Я даже возненавидел спелеологов, которые имеют нахальство занимать первую полосу в газетах, и подвиги этих исследователей были мне противны. Спускаться в пропасть на глубину восемьсот метров ниже уровня моря, рискуя не вытащить головы из расщелины в скале (из "сифона", как говорят эти безумцы), - на такой подвиг, казалось мне, могли пойти только люди извращенные или чем-то травмированные. В этом есть что-то мерзкое”.
Можно сказать, что все спелеологи делятся на 2 погруппы - исследователи и просто любопытные. Я себя лично отношу больше ко второй части. Я 3 года занимаюсь спелеологией. Моя цель - победить саму себя, доказать себе что Я ЭТО СМОГУ СДЕЛАТЬ.
Попадая в пещеру, попутно осознаешь что никому ничего ты доказать не хочешь, а просто идешь (лезешь, протискиваешься, проползаешь) и наслаждаешься каждым камушком, каждым сталактитом и сталагмитом, любая узость кажется настолько пугающей и в то же время манящей, что не залезть в нее - значит не сделать ничего! Пусть даже эта узкая щель окажется тупиковой, но все же! То, что ты чувствуешь, находять под толщей земной поверхности несравнимо ни с чем другим. Стоит только осознать то, что ты ПОД землей, а не НА ней. Проходят часы, возможно даже дни, кагда приходит момент, что нужно собирать монатки и подниматься на поверхность. Чесное слово - не охота! Что там, на земле, да ничего, обычные серые будни, а здесь - как будто свое царство, вмешиваться в которое нельзя... Каждый выдох нарушает этот нежный микроклимат, который создается годами, десятилетиямя, веками... Поднимаясь вверх по веревке на поверхность конечно хочется уже поскорее выйти, обнять ближайшую березку и сказать - вот она я... вернулась... и попрощаться с огромным, непознанным миром под названием "пещера". И все больше и больше тянет туда... вперед и вниз... а там...
Комментарии
Нигде я раньше так не слышал ТИШИНУ. Супер. Очень тихо, возникло чувство умиротворенности, но отнюдь не безопасности. :)
Было так?
Что касается женщин в спелеологии... Было бы интересно узнать мнение Л.Поздняковой из СГС на эту тему, потому что она является постоянным активным членом (э...) экспедиций в самую глубокую пещеру мира - Воронью, и туда ее мало того что берут, так еще и зовут. Да и сама автор этой статьи является, как из самой статьи и следует, постоянной участницей спелео-походов. Как этот факт истолковать с точки зрения психоанализа?
На этом завершаю, ибо, чувствуется, мысли пошли совсем не в том направлении :)
Конечно не все. Я и сама люблю поразмышлять на тему "а что мне там надо?" :)
Один раз в Сумгане, в шкурнике я нашел б/у презерватив! Вот уж точно ребята экстремальные были там до меня!
- Зачем пpишли вы? Я знаю, вы здесь не пеpвый pаз. Что вам нужно?
Костя силился понять скpытый смысл ее слов, от котоpых веяло чем-то несомненно ему знакомым. Это что-то веpтелось совсем pядом, все никак не даваясь в pуки.
- Hаша задача была пpойти сифон.
- А потом?
- Идти еще дальше.
- Hу и что? Для чего все это?
- Чтобы увидеть и узнать.
- Подожди, - Гpеза нетеpпеливым движением откинула на плечо густую волну волос. - Там, - она указала на едва видимые в зеленом сиянии своды, - там есть солнце, там тепло, там весной pаспускаются цветы, а осенью ветеp pоняет с деpевьев листья... Hеужели вам этого мало?
- Солнце... - Костя вдpуг почувствовал, что стpашно давно не видел солнца. - Когда выходишь отсюда, по-новому видишь все, ощущаешь..., это тpудно объяснить.
- И pади этого вы уходите сюда... Что же вы ищете еще, когда там и без того пpекpасно?
- Этого не объяснить в двух словах.
- Я хочу понять.
- Ты пpава. Hа Земле много пpекpасного, - Костя тщатель- но подбиpал слова. - Hо миp стал бы беднее, не будь всего этого, - он обвел pукой меpцающие стены. - Здесь - мы тоскуем по солнцу, а на Земле мечтаем о том моменте, когда снова уйдем вниз. Мы уходим от Земли по pазным пpичинам... Кто-то ищет себя, кто-то, напpотив, бежит, но все мы идем за пpекpасным. Hе только эти стены, здесь познаешь дpугое - то, что дает пpаво, если выдеpжишь, говоpить вместо "я" - "мы". Понимаешь? А вся эта кpасота? Зачем она, если не найдется никого, кто осмелился бы взглянуть на нее и унести в себе туда, на Землю?
Кто они такие и почему?
Давайте, наконец, подумаем о них со стороны психоаналитики.
На первый взгляд, конечно же, интересно прежде всего зачем человек встает на лыжи? Одна только мысль о натягивании лыжных ботинок и заканчивая проваливанием в снег под неподъемными рюкзаками, способна повергнуть в шок любого. Лыжник постоянно борется со снегом, холодом и прочими прелестями зимы. Естественно, что он пытается противопоставить им свою волю и силу (порой просто фантастическую, конечно же).
Ясно, что основной подсознательной идеей, дающей туристу-лыжнику силы, преодолеть все тяготы зимней лыжни, является нежелание замерзнуть, т.е. инстинкт самосохранения. Что примечательно, такой же инстинкт, как было доказано учеными Калифорнийского университета, есть и у спелеологов. По частым свидетельствам очевидцев, момент наивысшего удовлетворения (особенно не опытных) является момент снятия мокрых и жмущих лыжных ботинок в теплой сухой палатке. Запах снега и блеск инея на елках приводят их к состоянию, близкое к оргазму. Хотя, иногда можно наблюдать, как только что прошедший 40 км тяжелейшего пути по мокрому снегу, напрочь уставший и обессиленный лыжник, вместо того, чтобы поесть и согреться, валяется навзничь в снегу с блаженной улыбкой на лице, не снимая лыжных ботинок и быстро покрывается корочкой льда. Просто покрывается корочкой льда.
Естественно, что причиной такого состояния является иллюзия окончания пути, снятие рюкзака, мгновенно накатывающаяся усталость. Отмечают, что подобное состояние испытывают водители автомобилей, когда близость к дому вводит их в заблуждение об отсутствии опасности, в результате чего не редко происходят аварии.
Однако, возникает законный вопрос. Если так легко определить мотивы возвращения из лыжного похода, то как определить то, что толкает их туда, так сказать мягким местом да в снег?
Возможно, что наиболее логичное предположение, сделанное, кстати еще в 1953г. Кафедрой психологии Мичиганского университета, что лыжники, возможного, того не сознавая, получают удовлетворение от самого процесса хождения по лыжне! Конечно же, это сам по себе уникальнейший факт, что лыжник может получать удовлетворение от самого процесса! Ведь долгое время, считалось, что лыжник, как, кстати, и спелеолог, получает удовлетворение от нахождения в неудобном положении. Необходимо отметить, что «изюминкой» лыжного туризма, является нахождение в мокрых и неудобных ботинках. Действительно, необходимо обладать огромной выдержкой и терпением, а также выносливостью, чтобы находиться в мокрых ботинках целый день.
Но что положительного может испытывать человек, находящийся в мокрых и холодных, а по вечерам еще и вонючих ботинках? У любого не лыжнега такой комплекс очучений способен вызвать только отвращение. Причем без страха.
Нахождение в мокрых ботинках в походе – это искусство, овладеть которым можно только путем раздолбайства. Лыжнег, находясь в мокрых и вонючих ботинках, испытывает страшное неудобство и дискомфорт. Они натирают ему мозоли, морозят пальцы, а по вечерам еще и отравляют отдых. Но конечно же, апофеозом являются жмущие ботинки. И вот наконец, вечер, теплая палатка, и он снимает их. И самое интересное, что вот тут наступает СЧАСТЬЕ….
Известный случай с лыжнегом К., когда при нахождении в мокрых и жмущих ботинках, у него пропала эрекция, и в результате легкого обморожения не восстановилась. И, короче теперь ни туда, ни сюда…..
Вполне возможно, что психологически, подобные ощущения представляют собой ярко выраженный синдром роженицы. Заместителем родовых болей и прочих трудностей, как учит Фигмунд Грейт («Восемь заметок о женских родах и постродовых синдромах»), выступают как раз те очучения, что испытывает лыжнег, находясь в лыжнеговских ботинках. Завершающей стадией этого процесса, является, конечно же, полуоргазмические очучения, получаемые при снятии ботинок.
Не лишним будет заметить и то, что в сложные походы, где опытные лыжники-туристы могут исключить факт мокрых ботинок путем организации и контроля, лыжнеги не ходят.
Заключение Я.Лечу («Скольжение») о ненормальности и патологичности лыжнегов и занятие оной становиться понятным и оправданным: «Мокрые, обмерзжшие, порой вонючие, зачастую жмущие, да и просто неудобные лыжные ботинки, вкупе с пермскими креплениями, вызывают у меня ужас. Я ненавижу лыжнегов, которые имеют нахальство занимать лучшие места в электричках, и рассказывать о своих подвигах. Подвигах, которые мне, как трезвеннеку, противны. Идти в мокрых и жмущих ботинках, на немногие километры, чтобы просто набух…я , рискуя покрыться корочкой льда – на такое способны только люди извращенные или чем-ьл травмированные. В этом есть что-то мерзкое.
__________________________________________________________________________________
Можно сказать, что все лыжники делятся на 2 подгруппы – лыжники и херовые лыжнеги. Я лично отношу себя к горнолыжникам. Моя цель – передвигаться не херача по лыжне, а собственно, говоря, спускаясь.
Попадая на лыжню, попутно осознаешь, что ты просто попал. Часто, бывает, что лыжник идет, просто идет, и он уже совсем не хочет кому-то что-то доказывать, а просто дойти и не покрыться корочкой льда. Ведь покрыться корочкой льда – это значит не сделать совсем ничего. Пусть даже он замерзнет потом, там, дальше. Но зато потом скажут – а вот он покрылся корочкой льда дальше чем другие. То, что ты находишься не рядом с остановкой электрички, а где-то фиг знает где, что пройдут часы и дни, и наступит момент, когда надо будет собирать монатки и идти обратно... Честное слово – не охота! Поднимаясь вверх по склону, конечно хочется уже поскорее выйти, обнять ближайшую березку на ровном месте и подумать – вот я забрался, не дай бог вниз упасть, ноги разъезжаются от усталости...
А вообще конечно, неважно, кто вы. Вы можете быть лыжником, горнолыжником, или просто лыжнегом – главное, чтоб вы любили это. Чтоб вам нравилось делать то, что доставляет удовольствие, И неважно, лезете ли вы в шкурник не отцепив лыжи, или несетесь вниз по лыжне в карбидке. Любите свой отдых. И не мусорьте.
Мораль: А зори здесь тихие...
Не удержался...
:))
Однажды утром смотрю — над деревом мечется стая ворон. Одни улетают, другие прилетают. Ну, думаю, воронят кормят, я вам покажу сейчас, вражье племя!
Полез на дерево, а птицы чуть голову не срывают — так встревожены! Добрался до гнезда, а там сидят три старые вороны (гнездо престарелых, значит) и так смотрят, словно хотят сказать: "Мы в твоей власти, что хочешь, то и делай с нами"...
Изменилось у меня с тех пор отношение к этим птицам, да и на мир стал смотреть с другой, что ли, колокольни. Вот ведь "подлая птица", а как заботится о, немощных и старых!..
Все мы в этом мире живем временно, у каждого; своя судьба, будь ты человек или букашка.
Причем тут судьба то?
Ну если нас мальчиков манит в пещеры сама схожесть их с женскими порловыми органами гхрм.. прошу прошения , НО что же тогда манит тугда девушек:) А хотя очем это я сталактиты сталагмиты:)))..
Я лично по 3-м причинам в пещеры хожу:
1) поснимать красивые виды со сталактитами ;
2) проверить претендента на семейные отношения - как он запоет, когда батарейка подсядет в фонарике