Маршрут: г.Златоуст, гора Двуглавая Сопка, Откликной Гребень, Долина Сказок, гора Круглица, приют, г.Златоуст.
Время: 3-6 марта 2001г.
Участники: , , Якшибаев Салават, Овчинников Валя.
3 марта 2001г. "Подъезд".
Собирался я в ужасной спешке. А все из-за Дрона, вернее из-за двух его спальников, которые как рыба в чешуе выскакивали из рук, не давая сложить их и засунуть рюкзак.
В итоге я вывалился на улицу и выглядел очень живописно: кое-как завязанные шнурки, кое-как связанные лыжи, палки отдельно, тросик на шее, неправильно связанный рюкзак за плечами и чуть не забытый топор в правой руке.
Погода, с утра обнадежившая нас, теперь хмурилась серым небом, а ветер гнал промозглый мокрый воздух, заставляя ежиться…
Забежал я за Дроном и мы вместе с Катей, которая шла нас провожать, весело поехали на вокзал, где бросили ее и вместе с Валей залезли в электричку Дема-Кропачево, где нас уже ждал Салават. Команда в сборе.
В Кропачево приехали уже в 10 вечера. Электричка дальше будет только в 2 ночи, но, к счастью, на станции наконец-то завершили постройку вокзала - поэтому нам не пришлось мерзнуть на улице, - или, что хуже того - сидеть в прогнившей комнате…
Здание нас потрясло крутейшим видом снаружи - и потрясающей неэффективностью использования места внутри. Первым желанием было найти здесь гостевую книгу и высказать мастерам все, что мы о них думаем. Гостевой книги не нашлось. "Нету поддержки скриптов", - подумали мы. "Что за отстойный провайдер?!".
На вокзале мы поужинали и сели ждать ночи.
4 марта 2001г. "Очень долгий день".
Хоть поначалу и не хотелось спать, сон постепенно сморил всех. Около двух часов ночи Дрониковские часы его разбудили, а он разбудил и всех остальных. Мы вылезли из вокзала и залезли в электричку с мягким общим вагоном - там, в отличие от вокзала, где все вместе давали дубу, было даже жарко - зато душно, до того он был натоплен. Мы сразу опять отвалились спать - ехать оставалось еще часа четыре.
Рано-рано утром часы запикали опять. За окном была непроницаемая темень, огни под потолком еле светились, но мы уже снимали рюкзаки с полок, вытаскивали из-под седенек лыжи, чтобы совсем скоро вылезли на - "брр!", - холодный перрон. На вокзале мы позавтракали, переложили вещи и весело пошли утренним городом туда, где начиналась просека, ведущая на Таганай.
Настроение было веселое и воодушевленное будущими подвигами, но небо было полностью затянуто снежными тучами, и конца-краю им не было видно…
Год назад мы совсем не знали кратчайшего пути и поэтому шли почти наугад, - сейчас же я уверенно указал улицу, на которую мы свернули, - и через несколько минут пришли почти к концу города. Впереди нас ждал Таганай.
Первая часть путешествия была малоинтересной, если не считать крутейших видов гор, которые возвышались впереди. Было даже страшно подумать, что уже сегодня мы будем вооон там… Мы шли по укатанной буранами трассе посередине просеки, на которой когда-то давно была ЛЭПа, а теперь только редкие остатки деревянных столбов напоминали о ней.
Залезли мы в гору от Златоуста, и по хитрой винтовой дороге спустились к р.Тесьма - и дальше шли прямо по ЛЭПе…
Мы решили, что раз уж эта самая ЛЭПа идет параллельно хребтам Большой Таганай и Малый Таганай, то мы пройдем по ней некоторое расстояние, чтобы поскорее вылезти на самое начало хребта Б.Таганай.
Через километра три-четыре по лыжне нас догнал местный лыжник, мы как раз сели устраивать первый передых - и он нам посоветовал, как по его мнению стоит идти. Получалось, что все время по лыжне.
"Нет уж", - подумали мы. - "Мы не ищем легких путей". И рассказали ему, что собираемся в лоб залезть на Б.Таганай и дальше идти прямо по вершине хребта - и этим несказанно его удивили! Он сказал нам, что во-первых, мы не залезем, во-вторых, идти по верху у нас не получится, и вообще - зачем нам фачиться, если можно ходить по лыжне?! В общем, взаимопонимания не получилось. Он ушел вперед, а мы, пойдя за ним, сразу напоролись на 3 бурана и лесников, которые собирались укатывать трассу, как они сказали, к скорым соревнованиям. Они с нас содрали по 4р в день с человека "за пользование лесным фондом".
Пройдя еще немного, мы вышли с дороги на крутейшую каменную речку - сейчас, естественно, покрытую снегом - с которой открывался крутейший вид на начало хр.Б.Таганай. С этой поляны мы и решили лезть в гору.
Обычно высокая гора или хребет где-нибудь у нас выглядит так: сначала идет пологий подъем, который постепенно становится круче, потом он переходит в курумный лес, а еще выше идет голый курумник, а на самом верху, возможно еще и останцы - или просто курумное плато.
Здесь же мы долго и упорно шли по почти ровному лесу и, наконец, подошли к крутому подъему, который начинался очень резко.
Лезть пришлось меандрами. А местами был очень плотный наст, так что лыжи тогда вообще не проваливались, а просто скользили вниз.
Скоро мы вылезли на ступеньку шириной в сотню метров - там было изумительнейшее место с очень красивым еловым лесом… Там мы перекусили - и пойдя дальше через некоторое время вылезли на самое начало скального хребта к первым скалкам.
Погода становилась еще хуже, начинал идти снег, а здесь, на открытой местности дул достаточно сильный ветер. Мы, скинув рюкзаки, залезли на самый крайний останец, и щуря глаза от ветра смотрели вниз на еле видный вдалеке Златоуст. Было даже страшно подумать, что мы уже прошли это расстояние - ведь времени было всего только-только за полдень. Попонтовались между скальными останцами, Дрон похвалился, что он - первый придурок, который влез на эту скалу с мышкой! И действительно, весь поход у него сзади рюкзака висела обыкновенная компьютерная крыса.
Замерзнув на этом ветру мы пришли обратно к рюкзакам, и наметив маршрут, траверсом пошли по склону, постепенно забираясь так высоко, насколько позволяли скалы, которые постоянно возвышались над головами, не давая забраться на самую вершину хребта.
Так и шли - залезая на очередную седловину, смотря по сторонам и на скалы вокруг - потом чуть спускаясь и обходя очередной скальник, и все повторялось опять. Одна из седловин, особенно мощная, с моей легкой руки получила свое имя - Большой-Бабуун.
Одно нас смущало - мы все не могли договориться, где же самая высокая гора хр. Большой Таганай. Стоя на вершине хребта, мы видели мощную гору впереди прямо по курсу, но Валя, который здесь был когда-то летом, утверждал, что это совсем не Круглица - и действительно, это нагромождение офигенных скал никак нельзя было назвать круглым!
В конце концов, мы решили, что это все-таки Круглица, потому что за ней уже не было видно хребта, а Круглица как раз расположена в самом конце.
Наконец, обойдя последнюю гору скального массива в начале хр.Б.Таганай, которая почему-то называлась М.Таганай, мы встали на обед. Сварили быстренько рога с рыбой, и оставив рюкзаки, налегке забежали на эту гору.
Там мы решили, что в любом случае нам нужно идти к этой Большой-Видневшейся-в-Далеке-Горе, поэтому мы взяли азимут, и пошли по лесистой вершине хребта, который здесь чуть понижался. Временами мы забирали чуть вверх - и тогда видели, что идем вдоль цепи здоровских останцев на самой вершине хребта - но мы уже подустали за этот полный день. Да и снег уже был достаточно сильным.
Около шести вечера мы поняли, что пора останавливаться на ночевку. Вылезли из леса к этой цепи скальников - и просто абалдели! Мы стояли на поляне лицом к вершине хребта - а от останцев на верху не осталось и следа! Такую скальную стенку, которая была там, останцем может и мог бы назвать кто-нибудь, но не мы! Снежный склон поднимался к этой скале, постепенно сквозь снег начинали пробиваться курумники, и в конце стояла стена. Это была одна из самых красивых стоянок, которые я видел в своей жизни, несмотря на вшивую погоду!
Поставили мы палатки, развели костер, долго думали, кипятить ли нам еду - и все-таки сварили гречку с рыбой - на запланированный плов не оставалось сил уже… Напились чаю с печеньками - и в восемь часов, посмотрев с восхищением на скалы и с отвращением на мрачное облачное небо, залезли в палатку спать. Все умные позасовывали в спальник ботинки - потушили свечку, пожаловались, что нету у нас женских тел, с которыми спать в тысячу мегараз приятнее и теплее, решили, что и фиг с ними, пусть себе болеют или готовят концерты - а мы будем обрастать щетиной в горах; потом, уже засыпая, подумали, что хорошо бы на сайте выложить объявления типа "Нужны женские тела для сугреву в холодное время года, не обязательно умеющие варить плов (это мы и сами умеем). Звонить в гостевую книгу". Потом я отключился.
5 марта 2001г. "Еще один долгий трудный день".
Спалось достаточно круто. Валька спал один, а мы втроем спали в другом спальнике, поэтому было достаточно тепло. В половине восьмого утра Андрюхины часы сработали, говоря нам, что пора вылезать из теплых спальников…
Валя вылез первый - и сообщил нам потрясающую новость - небо было чистое-чистое! Вчерашние тучи как по мановению волшебной палочки испарились! Заорав от восторга и от ощущения нашей необыкновенной везучести, мы один за другим повыскакивали из палатки…
Синее небо, раннее утро, когда солнце еще только собралось вылезать из-за гор и туч далеко на горизонте… Безветренная погода - и утренние елки и палки вокруг лагеря… Оставив остальных разбираться с костром, мы с Андрюхой быстренько натянули лыжи - и побежали вверх по склону, к скалам, чтобы оттудова встречать солнце, которое вот-вот собиралось кинуть первые лучи, чтобы осветить этот новый день.
Там мы и стояли на засыпанном снегом курумнике, смотря, как солнце постепенно вылезает из-за туманной кучи облаков на горизонте, освещая снег оранжево-желтым светом… Нафотографировали там крутейших видов - и с воплями понеслись вниз, к лагерю…
В лагере народ топил снег, наблюдая как восходящее солнце освещает оранжевым светом верхушки елок и скалу… Одно из самых красивых зрелищ, которые я видел в своей жизни…
Мы постарались побыстрее сварить геркулес с изюмом и курагой, и свернуть лагерь, чтобы выйти пораньше и успеть увидеть как можно больше, раз уж нам так подфартило с погодой…
Собравшись, мы как обычно попрощались с этим домом, и пошли теперь уже все и с рюкзаками вверх по склону. Скоро вылезли из леса, и шли вдоль скал, любуясь видом с хребта… Нападавший вчера снег теперь очень облегчал нам задачу передвижения, так как теперь мы могли идти по склону там, где вчера безнадежно скатывались по непроламываемому насту. Вниз от нас склон сразу покрывался еловым лесом, а справа шла мощная скала, солнце светило так, что мы даже воспользовались безветренной погодой, чтобы немного позагорать - пока ветра нет, солнце припекает так, что жарко при движении даже в рубашке. Словом, попонтовались мы там вволю!
Только вот скала справа уже почти закончилась, а мы так и не могли понять, где же Круглица!
Долго стояли, смотрели в карту, вроде бы нашли что-то похожее, но кошки скребли, потому что уж слишком сильно отличалось то, что нарисовано на карте от того, что видят глаза!
А потом Дрон прошел еще метров двадцать без рюкзака - и заржал как беременный Гитлер! Мы тоже прошли эти двадцать метров - и увидели наконец Круглицу, которая до этого скрывалась за скалой (которая, кстати, как мы потом узнали, называется Откликная). Стоило пройти какие-то двадцать метров - в все встало на свои места - вон она, Круглица, ее-то уж точно ни с чем не спутаешь. Круглая и ровная, будто просто большая куча камней. И очень сильно напоминает уменьшенную копию г.Ямантау.
Между нами и Круглицей, до которой оставалось теперь километра три, была лесистая седловина с небольшими скальными останцами. С воплями и гиками мы скатились в эту седловину с Откликного, взяв, конечно же, предварительно азимут. Пройдя немного по лесу, залезли на один скальник и оттуда полюбовались на открывающиеся виды во все теперь уже стороны… Съехав с этого скальника мы неожиданно выпали на укатанную лыжню, с маркировочными красными повязками на деревьях. Это, по-видимому, готовили соревнования.
Почувствовав халяву, мы просто с офигенной скоростью понеслись по этой лыжне… Впрочем, она скоро повернула вправо, собираясь, наверное спускаться с хребта. Тогда мы с нее ушли и пошли дальше по азимуту к Круглице, до которой оставалось теперь уже совсем немного. Скатываясь с небольшого снежного буруна, я неожиданно провалился по пояс в снег, а когда вылез, обнаружил, что заплатка на лыже отлетела, и лыжа опять сломалась в том же самом месте, где я ее уже два раза клеил. Собрав обломки, я на обломанной лыже дошел до остальных, которые собрались на краю глубокой седловины, на другой стороне которой начинался подъем на Круглицу. Да и сама она теперь стояла перед нами как на ладони.
Пока Дроник доставал ремнабор и мы с ним налаживали лыжу, нас догнали двое мужиков без рюкзаков, которые тоже собирались лезть на Круглицу. Рюкзаки они, как оказалось, оставили на Приюте, который по их словам был совсем рядом - в нескольких километрах от Круглицы, прямо под ней, если спускаться прямо на просеку.
А седловина, в которую мы не замедлили спуститься, называется Долиной Сказок. По словам Вали, который здесь был летом, место это действительно не очень обычное - но лучших объяснений от него добиться не удалось… Мистика!.. Так вроде - обычная, хоть и действительно очень красивая узкая седловина, зажатая с двух сторон прикольными скалками…
Сначала мы лезли на лыжах, но зайдя на первый пологий уступ, бросили лыжи с рюкзаками, и пешком налегке по занесенному снегом курумнику полезли на вершину. Самую высокую вершину хр.Б.Таганай - 1178 метров. Постояли там на вершине, полюбовались видами…
На юго-запад шел хребет Б.Таганай, там сразу бросалася в глаза г.Откликная, под которой мы ночевали, и которую в начале горы наивно принимали за Круглицу - хоть она и не была круглой - ну просто никак!
На северо-восток - гора Юрма, и дальше хребты, хребты и хребты…
На запад под нами простирались недалеко холмы - но сразу заканчивались, и дальше шла равнина, равнина и равнина, гор туда дальше нету, пожалуй до самых Альп!
На восток тоже была еще пара хребтов, но за ними тоже угадывалась равнина - Челябинская область с озерами и холмами…
Налюбовавшись, мы весело побежали вниз. Кое-где было прикольно проехаться метров 50 вниз по насту на хобе - такая офигенная горка для катания на пятой точке… Взяв лыжи мы спустились в долину Сказок. Ребята ушли в другую сторону, а мы одев лыжи пошли вниз по склону. Именно пошли, потому что солнце пригревало настолько, что начался ужасный налип, и ехать мог только Салават (который почему-то был этому не совсем рад), у которого лыжи ехали всегда на порядок быстрее наших.
Валя говорил, что где-то под долиной сказок должен был начинаться родник, мы долго его искали, но в конце концов плюнули и встали готовить плов из растопленного снега…
Все уже порядком подустали, и поэтому самое время было готовить что-то такое долгое, чтобы восстановить силы. Дроник - тот так вообще почему-то скончался, и поэтому плов пришлось варить мне как самому сильному и мощному. Ну что-ж, надо - так надо!
Плову сварили столько что им можно было пообедать несколько раз. Все воодушевились сготовленной едой, тут и Дроник, которого я заставил сходить за дровами и рассказать анекдот тоже воспрял духом, на запах плова из леса по нашей лыжне вышла девушка из Уфы (на самом деле, она утверждала, что почувствовала дым, - но я-то знаю, что запах плова моего личного эксклюзивного приготовления разносится дальше, чем дым в кучу мегараз!). Ее рюкзак вместе с приболевшей подружкой тоже был на приюте, мы ее уговорили, что не попробовав нашего плова она очень много потеряет - и некоторое время все уплетали плов за обе щеки… Однако он остался, как мы и хотели на электричку. Попив чаю мы собрались и пошли дальше.
Через 50 метров, конечно же, обнаружился и ручей, а потом мы вообще выскочили на лыжню, по которой за 15 минут прикатились на просеку прямо к Приюту.
Подождав Вальку, который в лесу набрал себе еловых веников и двух девушек, которые собирались домой, мы попрощались с Круглицей и пошли по накатанной буранами лыжне в сторону Златоуста.
Сначала километра три пришлось чуть-чуть подниматься на перевал, до которого мы дошли в прошлом году, и который, судя по щиту, который там есть, является водоразделом между Каспийским морем и Северным ледовитым океаном (мы шли со стороны СевЛедОкеана в сторону Каспия). А после этого водораздела лыжня шла вниз и только вниз, так что километров 10-12 мы катились, теряя всю набранную с таким трудом высоту…
День постепенно подходил к вечеру, и к Златоусту мы прикатились уже почти в темноте. Последняя офигенная горка привела нас к ручью, перейдя который мы оказались уже на окраине Златоуста… Там, пока ждали всех, мы с Дроником лежали на рюкзаках, смотря в небо, сплошь расписанное красивейшим ковром из перистых облаков, освещавшимся сверху половинной луной. Мы лежали на рюкзаках, и раскинув руки очень легко было представить, что мы парим над этим воздушным океаном из облаков… Потрясающее впечатление!..
Наконец все скатились вниз, и мы вместе не снимая лыж пошли по городу в сторону вокзала.
Это особенное ощущение - когда катишься на лыжах по укатанному до льда снегу вниз по городской улице, прохожие жмутся к обочинам, потому что ты можешь хоть как крутить лыжами - они все равно не управляются…
Горка наконец кончилась. Мы сняли лыжи, зашли в магазин, купили хлеба и пару шоколадок, и уставшие донельзя за эти два предельно насыщенных дня, пошли из последних сил к вокзалу. Когда мы пришли, до электрики в Кропачево оставалось меньше полчаса, поэтому мы побыстрее перекидали обратно вещи, купили билеты - и втроем (Валька с девчонками остался ждать Учалинского поезда) залезли в теплую мягкую электричку.
Скоро мы уже уснем как суслики, и проснемся только в Кропачево, чтобы там спать до утра, в ожидании электрички до Уфы - но даже проснувшись - или наоборот, даже в самом необычном сне, мы ни за что не подумаем, что эти два дня были сном.
Таких снов - не бывает.
Такое бывает только наяву, если есть мощность, везение и непреоборимое желание дарить себе и друзьям крутые походы.
Комментарии