Маршрут: Ишимбай - Азнаево - Хажиново - Олимпия - Хажиново - Ишимбай
Время: 17-19 декабря 2004 года
Участники: Новиков Андрей, Грибанов Антон, Войнова Маша
17 декабря, 7.45 утра. Наш сбор на городском автовокзале. Вроде все пришли. Узнаем, какой автобус будет и с какого перрона отходит. Устремляемся к месту посадки. Народ смотрит на нас по разному: одни с удивлением, другие с восхищением, а есть и такие, которые крутят пальцем у виска. Садимся в автобус. Еще не поздно вернуться, все-таки мороз 20 градусов, но ребята настроены решительно. Дороги почти час, и мы успеваем обсудить дальнейшие планы и посмеяться, но каждый думает о предстоящем пути...
9.10. Водитель высаживает нас на повороте к Хажиново. Поле, ветер продувает насквозь. Есть небольшая тропинка, и мы устремляемся по ней. Завязываю все лыжи вместе, и прицепляю к себе (не в руках же их тащить). Спина начинает привыкать к тяжести рюкзака. Лыжи мешают идти, но без них нельзя.
Между Азнаево и Хажиново есть водонасосная второго подъема. Останавливаемся возле нее на перекур. Вышедший на встречу нам работник "обрадовал" нас тем, что снега в лесу много, и дороги дальше насосной нет. Перекурив, уходим дальше.
11.10 Фестивальная поляна. Да, до нее мы шли без лыж, и преодолели расстояние километров семь-восемь. Снега действительно много. Обуваемся в лыжи, и вперед!
Первый брод: выхожу на лед, и... проваливаюсь вместе с лыжами. Да, придется перетаскивать товарищей на спине. Снимаю лыжи и перехожу на другую стороны, попутно ломая лед, чтоб не мешал. Сначала перетаскиваю Антона, а затем и Машу.
После первого брода первый перекус. Колбаса с хлебом и ледяная вода из реки - это что-то! Но силы прибавляются, и немного отдохнув, уходим дальше. Снега становится больше. Он мягкий. И поэтому проваливаешься по самые... Особенно тяжело первому. Идем, часто меняясь, поочередно топча тропу для остальных. Дорога да второго брода 2,5 километра. До него мы ползли почти два часа.
Второй брод. Вода открыта, льда нет. Что ж, опыт по перетаскиванию уже есть. И тем же самым способом все переправляются на другой берег Шиды. После переправы Маша уходит топтать тропу, а мы с Антоном остаемся еще перекурить. Впрочем, мы ее быстро догоняем. Идти по натоптанной лыжне намного легче. Обгоняю Машу, скоро должна быть поляна, и на ней должно быть снега поменьше. Перед поляной маленький ручей: перескакиваем его прямо на лыжах. На поляне, вопреки нашему ожиданию, снега не меньше, а кажется, больше. Ветер продувает нашу одежду насквозь. Хоть и мороз с ветром, а нам жарко: еще бы, под таким грузом, да еще и на лыжах, да по этому снегу, тут вспотеешь! Доходим до конца поляны, встаем на привал. Надо набрать воды и перекусить. Мороженая колбаса не лезет в рот, вода из реки обжигает глотку. Отдохнув, встаем на лыжи и уходим в гору. Идти остается еще 3,5-4 километра. А время уже полчаса пятого. Скоро будет темнеть.
До наступления темноты, успеваем преодолеть еще четыре брода. Но нам повезло, лед хоть и хрустел, но нас выдержал. И вот наступила полнейшая темнота. Даже луна успела убежать за тучку. На очередном привале достаем налобные фонари, но они плохо помогают ориентироваться. После последнего брода еще один перекур. Маша падает в снег со словами: "оставьте меня здесь...". Сил ни у кого не осталось, но надо дойти до пещеры, до нее остался километр, не больше.
Вот и начало распадка, в котором расположена Олимпия. Идем вдоль овражка, надо перебраться на другую сторону. В темноте даже с налобником, плохо ориентироваться, и не рассчитав расстояние, падаю мешком на дно оврага. В снегу по грудь, лыжи непонятно где, рюкзак не дает встать... Кое-как поднимаюсь, и начинаю ковырять снег, в надежде отыскать лыжи. Ага, одна есть, вот и вторая, выбираюсь из оврага на другую сторону. Ребята переходят овраг чуть дальше.
Последний марш-бросок перед подъемом на гору прошел без приключений, и вот на нашем пути встает береза - ориентир начала подъема к пещере. Снимаем лыжи и по пояс в снегу ползем в гору. С учетом обилия снега, обессиливания организма, и уклона, градусов в 45, через каждые пять шагов остановка на перекур. Но наши усилия не пропали даром, выхожу на площадку перед пещерой.
Ну, здравствуй, Олимпия!
Снега вокруг входа очень много. Очищаем вход, и начинаем спуск рюкзаков и лыж. Спускаюсь вниз, и смотрю на часы: 21.10. То есть дорога до места заняла ровно 12 часов. Да, заставьте меня в городе походить пешком двенадцать часов, ни за что!!! А здесь - ничего. Отношу рюкзак в ПБЛ и возвращаюсь, что бы помочь остальным. Лыжи можно оставить и здесь, наверняка, кроме нас сейчас сюда никто не придет.
В ПБЛе за месяц нашего отсутствия ничего не случилось, даже перчатки, которые мы забыли в тот раз, лежат на месте.
Первым делом развести примус и вскипятить воду для кофе. Начинаем распаковывать рюкзаки. Ставлю палатку, и Маша готовит место для ночлега. Антон побежал за снегом к выходу. Дело в том, что то небольшое озерцо, которое было в ПБЛе, куда-то ушло, и мы остались без воды. Нет, вода в пещере есть, просто до нее идти далеко, а у нас нет сил. Но снеговая вода еще вкуснее.
Котелок закипел, кофе заварен, сидим и балдеем оттого, что все-таки мы дошли, и сидим в ПБЛе. Гитара расчехлена, начинаем петь. Как нельзя, кстати, песня Юры Туманова: "...видится та тропа, где по пояс в снегу, шли, вспоминая мать, глядя на ту луну...". Все устали. Залезаем в палатку, но не спится. Долго болтаем, немого поем, рассказываем байки и наконец, укладываемся спать...
Утро. Просыпаемся и идем готовить кофе. Без этого напитка просто не могу существовать. Нет, конечно, могу, но без него плохо. После кофе начинаем готовить. Примус тихонько шипит, а мы все разговариваем. Пока Маша с Антоном готовят завтрак, залезаю на балкон над ПБЛом, чтобы сделать навеску. Беру 10 метровую веревку, но она коротковата, и пришлось распаковывать свою основную. Первый раз в жизни сам забиваю спит, и делаю перестег. Подо мной 9 метров чистого отвеса. Немного покатавшись по навеске, снимаюсь с нее, и делаю еще одну, короткую, чтобы потренировать остальных.
После небольших тренировок обедаем и начинаем собираться, чтобы сделать то, ради чего мы сюда пришли.
Уходим в глубины пещеры для того, чтобы найти еще что-нибудь новенькое, то, на что в тот раз не обратили внимания...
Вот уже черепаха, пробираемся по каменным коридорам, по обломкам скальных пород...
Доходим до первого провала, через который проходим довольно-таки легко. Вот и озеро, и зал с ракушками: мечта археолога. Быстро осмотревшись, уходим дальше и дальше, а вернее ниже и ниже... Подошли к "лягушке", возле которой обязательная пара-тройка снимков. И, наконец, перед нами "чемодан" - огромная каменная глыба, перегородившая проход по залу. Но теперь мы знаем, как ее обойти. Протискиваемся сквозь шкурники и уходим дальше и дальше. Доходим до нижней точки коридора. Маша с Антоном идут дальше. Там, метров через триста тупик. Я остаюсь их ждать возле провала, в котором мы побывали в предыдущий раз в ноябре. Да, тогда здорово полазали по этим камушкам...
Возвращаются Маша с Антоном, и мы направляемся в обратную дорогу, дорогу домой, в ПБЛ. Но по пути у нас еще неизведанный провал, метров двадцать. Что ж попробуем пройти его в этот раз. Подходим к нему... Бросаю камень, летит две секунды, это хорошо. Дно провала просвечивается светом фонаря-луча, это уже совсем хорошо. И тут Маша указывает на дыру справа от камня. Заглянув в нее, я просто обалдел... Кинул камень... Шесть секунд... Три уступа...
Пытаюсь протиснуться в дыру, почти удается. Но надо развернуться, что бы найти опору под ноги. И тут я понимаю, что забыл снять со спины рюкзачок, с которым обычно хожу по пещерам. Безнадежно застреваю, без опоры под ногами, вися метрах в пяти над уступом. И без посторонней помощи уже не выбраться... Антон пытается дотянуться до рюкзака, что бы его освободить. Снять его явно не получиться. Кое-как получатся продернуть рюкзак вверх, и я вылезаю из этого каменного мешка. Покурив минут пять, решаю в провал не спускаться. Нет, я не испугался, но к такому явно не готов. Да и один комплект снаряги на троих удерживает меня от спуска...
Уходим назад, в лагерь. У нас на пути еще масса интересного, и на фотоаппаратах остается все меньше и меньше места. В зале, который я называю "мечта археолога", мы задерживаемся больше всего. Фотографируем ракушки, окаменевшие скелеты рыбок, креветок и много всякой всячины.
Вдоволь нафотографировавшись, идем к озеру набрать воды и, теперь уже без остановок возвращаемся к нашему пристанищу под землей. Посмотрев на часы, понимаем, что день уже заканчивается и пора ужинать и спать. Но не тут-то было: кофе, гитара, песни и разговоры длятся почти полночи...
Утро развивается по известному сценарию: кофе, сигарета, завтрак...
После завтрака лезу на балкон, что бы снять навеску. Сегодня мы уходим, и поэтому она нам больше не пригодится.
Начинаются сборы в дорогу. Палатка свернута, рюкзаки собраны, только одно плохо: не все вещи высохли. Но ничего, мороз сделает свое дело, и мы даже во влажных вещах не замерзнем.
Как люблю выходить из пещеры на свет после двух-трёх дней темноты. В этот момент понимаешь, как прекрасно жить, и что всему живому нужен свет.
Вытаскиваем рюкзаки, лыжи, сжигаем мусор... Все... Пора в дорогу.
Спуск занимает не более пяти минут. Ха, идти вниз легче...
Нашу лыжню замело, но не сильно. Антон убегает вперед, а мы с Машей идем, наслаждаясь природой, солнцем, воздухом, да и вообще, жизнью...
На переходе через овраг обгоняю Антона, и ухожу топтать лыжню. После первого брода наш путь пересекает лосиный след: он прошел здесь не более пяти минут назад, наверное его испугали наши голоса.
Отрываюсь от группы, и ухожу вперед. Иду и считаю, сколько же все-таки раз мы пересекаем реку. Насчитал восемь. Но впереди еще два, которые придется преодолевать не на лыжах...
Начало большой поляны. Здесь можно остановиться на перекур и попить воды. Погода начинает немного портиться: пошел снег и подул ветер. Идти становиться холодновато...
Теперь уже ребята уходят вперед, а я все фотографирую и фотографирую лес, горы, поляну, да все, что попадается на глаза. Все-таки красивая у нас в Башкирии природа.
Перешли поляну, опять перекур с поеданием одной плитки шоколада. Опять пара кадров и вновь вперед, вернее назад, домой. Ветер становится все сильнее, но хорошо, что он дует в спину. После предпоследнего брода Антон убегает вперед, а я подгоняю Машу. Дело в том, что ее лыжи подбиты камусом: это очень хорошо, когда идешь в гору, но плохо, когда катишься с горы. Ты уже не катишься, а идешь так же маленькими шагами.
Вот и последний брод пройден, нам осталось пройти еще километров пять.
Водонасосная первого подъема - первый форпост человеческой цивилизации. Крики "Ура" нарушают тишину ущелья. Еще немного и выходим на накатанную санями дорогу. Теперь уже остается недалеко. Проходим деревню Хажиново, переходим в последний раз через Шиду (теперь уже по мостику) и видим наш транспорт. Да, мой друг меня не обманул, и приехал за нами даже раньше, чем нужно. Последний рывок, и мы уже возле машины. Снимаем лыжи, рюкзаки, грузим все это в багажник, и усаживаемся в тепло салона. После холодного ветра здесь даже слишком жарко, но мы наслаждаемся этой жарой. Все, домой...
Мелькают деревья за окном, ветер перегоняет снег через дорогу, а мы мокрые и уставшие, все рассказываем и рассказываем о пройденном пути, и только смех водителя прерывает наши рассказы...
Комментарии
Аленка: ну что поделаешь, если не у всех есть то, о чем мечтаешь... Хочешь с нами???
Зов сердца слышишь??? У меня уже пятки горят...
Ты же знаешь, нехороший человек, что я хочу, и издеваешься. У меня тоже руки чешутся, тоскуют по штурвалу, хотя от реального штурвала они уже устали.
Короче, я не знаю, все от "погоды" зависит.
А вообще пещера какого типа? Больше спортивная или так - на сталактиты посмотреть? :)
Андрей, а в "мой" шкурник не пробовали соваться, мне все-таки интересно что там. Надо туда "маленького" человека запихнуть. Я в армии отожрался, и теперь, мои габариты не позволяют мне заниматься исследовательской деятельностью такого рода.
А ты давай там, худей... а то под чемоданом застрянешь...