Маршрут: г. Озерск - хр. Нурали - г. Озерск
Время: начало сентября 2006 г
Участники: Никитин Игорь, Хаснулин Саша, Смагин Андрей, Скворцов Алексей
Дорога от Миасса до хр. Нурали была интересна и увлекательна. Миновав Уфимский тракт (м5) мы поехали на Устиново. Наверное, нам повезло, что проезжали эту местность именно в сентябре. Здесь нам открылись красивые пейзажи. Дорога вилась через ухоженные, разноцветные поля. Невдалеке невысокие холмы, поросшие березняком. Просторно. Здесь встречается маленький сельхоз аэродром. Два кукурузника стоят «на причале» (причём один без пропеллера), а третий в это время дает кругаля над полем, периодически сбрасывая балласт в виде парашютистов :-) Прикольно! На полях видны люди, собирающие какой-то урожай.
Кстати, дорожные указатели в этой местности нас пару раз сбивали с толку. Получалось так, что, выезжая на развилку со встречной стороны указатели есть, а с нашей нету. Странно. И вообще, названия населенных пунктов не совсем соответствуют названиям, нанесенным на карту.
Сворачиваем на Сулейманово: пейзажи меняются. Исчезают поля. Кругом вырастают холмы, поросшие лесом с северной стороны и открытые с южной. Проехав Орловку, решили взобраться на ближайший холм и полюбоваться окрестностями.
На западе видны предгорья Южного Урала, а также и наш искомый Нурали, сильно отличающийся от собратьев-хребтов своим «марсианским» видом. Южнее видна небольшая горка правильной формы, под которой по разные стороны находятся сразу два поселка – Старобайрамгулово и Яльчигулово. Туда-то нам и надо! Поселки эти малонаселенные, если не сказать – полузаброшенные, что, конечно же, не редкость в наше время. Проехав Яльчигулово, встречаем пастуха на коне. Расспросили у него дорогу. До хребта совсем близко и из поселка его видно, но заезжаем в лес, и сразу становится трудней ориентироваться. Проселочных дорог там много и они сетью оплетают окрестности. Придерживаясь примерного направления, доехали до ручья, который протекает у южной оконечности хребта и там, на поляне, оставили машину. Отсюда был виден южный склон Нурали и здесь мы впоследствии и заночевали. До подножия метров 300.
Итак, на дорогу у нас ушло около 4-х часов, т.к. ехали с задержкой в Миассе и потом разведывали дорогу по деревням. Но, если прикинуть, по нормальному, 1-1,5 часа от Миасса на дорогу требуется.
Выходим из леса сразу к подножию. Перепад высот небольшой: метров 250. Издалека кажется, что хребет безжизненно голый, но на самом деле это не так. Склоны покрыты сухой травой, изредка лиственницами и березами. Ветер разносит сладковатый запах какой-то травы, типа Чабреца, и дает ощущение степи. Хотя самого Чабреца мы там и не видели. Южная часть Нурали характерна островерхими гребнями-отрогами. Там практически нет плато, и когда идешь по гребню, то видишь оба склона одновременно, динамично меняющимися у тебя под ногами. Интересное ощущение!
Восточнее хребта Нурали идут холмы, поросшие лесом с севера, и лысые с юга. А западнее – обычные уральские хребты-предгорья, сплошь поросшие лесом. Как будто ты стоишь на границе. Идем по гребню в сторону долинки с истоком р. Миасс. Ветер далеко разносит мелодичное позвякивание колокольцев. Там внизу пасется табун лошадок, виден какой-то сарай, да пара легковушек у речки.
Болота и озера, обозначенные на карте вблизи Нурали, сильно усохли, образовав травянистые поляны с редкими лужицами. Наверное, они сильно разливаются весной. Вообще, местность была сильно сухая – пересохший мох на полянах в лесу хрустел под ногами как хлебный сухарь. Зато и дороги твердые и относительно ровные. На Москвиче по прямой до 60 кэмэче разгонялись.
Да!… Сюда можно, при желании, приезжать на шашлыки. Без рюкзаков, да с кемпинговыми палатками и на «нежных» машинах. И ездить вдоль хребта по дороге, выбирая приглянувшуюся вершинку для неспешного, ленивого подъема!
Вечером, после обеда, мы еще разок поднялись на ближнюю вершину полюбоваться закатом, пофотографировать.
Лагерь наш стоял на полянке, рядом с ручьем, который пересекала дорога, уходящая дальше, вдоль восточного склона Нурали. Выше этого места метров на 50 по ручью мы обнаружили небольшую плотинку ? старую бетонную плиту, брошенную поперек ручья, незнамо кем и зачем. И это посреди густо заросшего кустарником и деревцами берега! Плита образовала небольшую запруду: лужу глубиной по пояс. Ну мы и искупались там… сдуру-то!
Ночь… костер… блестит луна…
Ручей журчит, и спать пора! :-)
C утра мы встали до рассвета, в надежде сфотографировать рассвет на вершине. Но погода уже изменилась: небо затянуло высокими, пока еще не дождевыми облаками. Несмотря на это, мы забрались на одну из вершин, с которой видна долина р. Миасс. Солнце ненадолго показалось на востоке и запрыгнуло за синие облака. А мы, расслабившись, сидели на травянистой вершине и наблюдали… и не подозревали, что со стороны гор к нам быстро приближается маленькая, но очень вредная дождевая тучка :-). Моросящий, холодный дождик накрыл нас, когда мы скакали вниз по гребню – осень напомнила о себе! Мы вернулись на стоянку.
Пока готовили завтрак, увидали интересную картину: низкая тучка как будто разгонялась снизу вверх по склону хребта и устремлялась дальше, словно набравший нужную высоту самолет.
В запасе у нас было полдня, и мы решили скататься и забраться на высшую точку Нурали (752 м.), что расположена в северной части хребта. Собрали лагерь, сели в машинку и двинули по просёлочной вдоль восточного склона Нурали.
По крутой извилистой дороге
Ехал бесколёсый грузовик,
Ехали у… э-э-э, о чем это я?!
А! Ну, в общем, скоростной режим был такой: разгон, торможение перед ухабом, опять разгон. Но главное, никаких грязевых луж и т.п. – дорога твёрдая и сухая. По пути останавливались, снимали панораму хребта. Местность здесь, в основном, открытая. По этому хребет открывается во всей красе. Опять встречается пастух с табуном коней. Доехав до северного склона, оставили машину просто возле дороги, на открытом месте, так чтобы издалека видно было. Опять неспешный и простой подъем. Идем, осматриваемся, фотографируем. Забираемся на ближайшую вершинку. Затем по седловине на соседнюю – повыше. Затем опять по перешейку – еще повыше. И вот, нам открывается вид на небольшое плато.
Северная часть хребта, в отличие от южной, имеет плоские вершины и плато. На склонах, в распадках и на плато больше лесных чащ. А воздух здесь, на запах, более солоноватый: напоминает запах пижмы или еще чего-то подобного. Склоны местами скалистые. Встречаются неплохие отвесные скальники.
Интересно было видеть сразу нескольких орлов, группой парящих в небе. Мы их конечно же вспугнули и они улетели. В чаще, на плато, нам попадались уютные поляны, закрытые от ветра. Наверное, было бы неплохо устроить там ночевку (имея с собой запас воды, естественно). Трава на таких полянках, в некоторых местах, растёт кочками, как на болоте. Только воды, опять же, не видать ? всё сухо. Возможно, по весне здесь образуются небольшие заболоченности.
В самой верхней точке, на открытом каменистом месте, установлен невысокий бетонный столб. По близости и чуть ниже есть небольшая сосна, наряженная туристами как новогодняя ёлка. На ней даже висела маленькая мягкая игрушка. В дупле нашлась зажигалка в пакетике (правда, уже полностью использованная). В общем, нормальные причуды туристов :-).
Возвращение с вершины было приятной прогулкой. Мы неторопливо пересекали плато и осматривали открывающиеся виды. И только когда начали спускаться по склону, по которому мы сюда забирались, стали больше смотреть по ноги ? склоны хребта ровные, но часто попадаются мелкие каменные осыпи. Кстати, там разбросано очень много «змеевика», как мы потом узнали, разных видов.
Обратно мы не поехали через Орловку и Сулейманово, а сделали крюк южнее – по асфальтированной дороге. По началу ехали среди длинных холмов, а вдалеке виднелись цепочки уральских хребтов. Погода была неплохая: дождь закончился и сквозь облака виднелись клочки голубого неба. Стало светлей и веселей. Пейзажи открывались восхитительные, поэтому, мы пару раз останавливались пофотографировать. Наверное, в период «золотой» осени местность здесь еще красивей.
Вот, в общем-то, и всё. В заключении можно сказать следующее: хребет Нурали – место очень красивое, интересное и не типичное для Южного Урала. Место вполне доступное, особенно на своем авто. Рекомендуется для посещения всем заядлым походникам.
PS: Некоторые фотографии с нашего похода я уже присылал на сайт. Их можно посмотреть в Фотогалерее, тема ? хр. Нурали.
Игорь Никитин
(составлено Андреем Смагиным)
Вот тут читал на этом же сайте хорошие рассуждения про прелесть малых походов. Дмитрий Мельников вообще хорошо пишет, и про то, что за красотой не надо рваться в далекие края, Надо красоту у себя под ногами, поблизости искать, и обязательно найдешь. А если нет, то не найдешь (не поймешь или не оценишь) и в тридевятом царстве… Хорошо говорит, да и согласен я с этим полностью, но вот странное дело – не тянет. Не знаю в чем дело, может приелось, может заразился я простором где-то. Но уже лет пять как хочется увидеть что-нибудь грандиозное, необъятное, чтоб вид до горизонта километров не меньше чем на 30. Тянет меня не преодолимо на тысячники, и ни как не меньше, и был уже не раз, и видел разные горы и неповторимые виды с них. Но чем больше УЖЕ, тем больше ЕЩЕ.
Как-то выдались свободные выходные, два дня всего-то. Куда-то "по крупному" сходить, ясное дело, не успеешь, и стали мы думать – маршрут придумывать, карты разглядывать. И заметили на карте небольшой хребтик - Нурали (высоты всего-то 650-750). А обратили внимание, потому что он выглядит загадочно, весь как мозг в извилинах и складках. Рельеф совсем не характерный, обычно хребты наши Южно-Уральские, как высокие, так и не очень, равномерно тянутся с Юго-Запада на Северо-Восток. А этот хребтик не простой, нет таких больше на Южном Урале (по крайней мере никто из нас не встречал). Вокруг кругом зеленка, даже тысячник соседний весь в лесу, а этот, орех грецкий, вроде как лысый должен быть.
Единственное, что смущало, так эта удаленность его от дорог, а значит и от автобусов-поездов. Вообще я поездки-походы не люблю, не смотря на их преимущества: скорость, комфорт, расслабленность. Почему? Да потому что природа в тех местах, куда народ доехать может, как засаленная скомканная бумажка. Не знаю, почему наш народ природу не бережет: добрался, насладился, скомкал, исковеркал… Бумажку бы выбросил, а ведь полянка, или горка, уж тем более озерцо – не бумажка, не выбросишь, да и другой такой не найдешь.
Но в этот раз случилось исключение…
Мое описание скорее для тех, кто на колесах. Ехали мы от Миасса через следующие населенные пункты: Черновское, Устиново, Сулейманово, Орловка,Старобайрамгулово, Ячигулово.
Зачем я расписывал столь подробно, ведь можно в двух словах, а дальше по карте?! Но ведь это тоже часть ПУТИ. И в нем что-то есть свое, кому как…
Ох и длинный же этот город - Миасс, растянулся на целых 36 км. Кто в нем был, тот сам знает и может этот абзац дальше не читать.
Если кто в него попадет в первый раз, дам советы: Во-первых, хоть он и длинный, но простой – всего три параллельных друг другу улицы (больших) – езжайте по любой, главное по знакам держитесь главной дороги. Во-вторых, не стоит ехать по центральной дороге (средней из этих трех), нарисованной на всех картах. Уж больно много на ней светофоров, рогатых (троллейбусов) и бешенных маршрутных такси – все это сильно замедляет движение. Лучше внимательно всмотритесь в карту и выезжайте на параллельные улицы – они прямые, без светофоров. Гораздо быстрее получается. Правда есть большой отрезок в центре этого безобразия, без домов и улиц – там уж никуда не деться – дорога одна, но широкая и скоростная.
Старый Миасс совсем другое дело. Узенький, извилистый и с единственной дорогой. Зато домики вокруг старинные, музей есть, мостики и дамба то же интересные, одним словом, несмотря на тихоходность скучно не будет.
От Миасса до Уфимского тракта (М5 на карте) всего ничего – 4,5 км. Мимо какого-то поселка. Здесь появляется альтернатива. Можно по объездной (фактически так дорога и идет) – она считается загородной – можно побыстрее, плюс она повыше проходит и домами вид на долину не перекрывается. Но не успеете на Уфимский тракт выехать, как метров через ~200 уже сворачивать налево. А альтернатива заключается в том, что можно свернуть в этот поселок (название что-то типа УДРС), и тогда Уфимский тракт будете пересекать строго по-прямой.
Далее до сел. Черновского – 1 км. В само селение заезжать не стоит, надо взять чуть левее, хотя стоящий указатель на Ленинск немного с толку сбивает, от тракта до него 2км мимо Смородинки. Кстати, на этом участке дороги все указатели, кроме упомянутого, стоят обильно и толково, что очень помогает! Еще через 1км без проблем увидите следующий указатель – нужный...
На Устиново – 15 км. После стесненности Миасса между горами, начавшиеся просторы смущают, особенно на пути от Черновского до Устиново. Степь, однако, хоть и распаханная! Не успеваешь разогнаться и к простору привыкнуть, как уже надо поворачивать. Где-то на этом отрезке попадается маленький сельхоз аэродром с тремя кукурузниками – неужели они все еще летают?! Сразу после Устиново и чуть попозже два переезда через ж/д, без шлагбаумов, но зато с яркими светодиодными семафорами.
На региональном атласе Челябинской области, обе дороги и Устиново – Курамино, и параллельная ей Сулейманово – Старобайрамгулово обозначены одинаково – асфальт. И только перемычка между ними до селения Сулейманово обозначена как грунтовка. Поэтому мы решили поехать кратчайшей, к тому же она проходит через предгорья, а значит, обещает быть живописной.
Как позже выяснилось, гораздо лучше сделать петлю на юг, от Устиново до Курамино и дальше на Старобалбуково. Лишних примерно 10 км, но зато вся дорога (кроме последних 9 км уже после Старобалбуково) по нормальному почти новому асфальту.
Но обо всем по порядку. И так через 9 км после Устиново свернули с асфальта на грунтовку – перемычку до Сулейманово. Как потом выяснилось, мы сделали тактическую ошибку, но обо всем по порядку.
Мы едем, едем, едем… Каких-то 6 км почти раскисшего грунта и мы должны выехать на асфальт. Но вот странное дело, уже и деревня кончилась, и до следующей – Мулдаково – доехали, а асфальта нет и в помине.
В общем, после сворота на Сулейманово асфальта нам больше не повстречалось. А то, что деревенские называли с чувством значимости "ТРАКТОМ", оказалось всего лишь щебеночной дорогой, правда, довольно ровной. Выбрались мы на него после Орловки и повстречали интересную горку. С северо-востока нормальный лес до самой вершины, а юго-западный склон абсолютно лысый, поросший ковылем, да степными травами. Интересно, а весной на этих склонах цветов много?!
Я однажды в степи целое море цветущих тюльпанов видел – обалдеть!!!
От этой горки уходит лесная накатанная дорога, по карте она должна выйти напрямик к Нурали. Дорога эта сильно петляет средь лесов и верховьев болот, поэтому ехать по ней мы не рискнули.
Да, чего-то я отвлекся и про километраж не сказал. Всего Сулейманово – Орловка набежало 18 км.
Вообще на этом маленьком отрезке характер местности меняется сначала от степных просторов до мелких сопок и горок, потом от мелкосопочника до небольших хребтиков. Дальше на запад – горы, одна другой круче и выше, синеют лестницей исполинов.
Следующий населенный пункт Старобайрамгулово – еще 7 км. Слева от этого поселка достаточно приличный пруд, даже искупаться можно, если местные не против будут. А сразу за ним – крутая и довольно большая одинокая гора, издали похожая на шлем богатыря. Особый колорит придает этому "шлему" вышка сотовой связи, что как навершие торчит из самой макушки. Старобайрамгулово со своими двумя улочками словно прижалось к этому шлему, и ищет у неведомого богатыря защиты от воды, широко разлившейся. Проехали чуть больше 5 км, а полей уже как не бывало, да и почвы ни в лесу, ни на лугах практически нет, только сильно каменистый грунт кругом.
Полюбовавшись, едем дальше: через поселок, а потом направо до селения Ячигулово (4 км), огибая это шлем-пупырь, что на карте обозначен как вершина 645. Ну вот и все, практически доехали.
Вновь ломая хронологию и забегая вперед, опишу обратный путь, чтобы покончить с асфальтовым настроением. Как я уже говорил лучше ехать немного по другому маршруту, какой мы и опробовали. Вкратце: от подножия до Ячигулово – 5км, Старобалбуково (начало асфальта, но не цивилизации) – 9км, Курамино (начинаются фуры и островки цивилизации в виде киосков и заправок) – 15км, Черновское – 47км, выезд на магистраль Уфа – Челябинск – 2км, до въезда в Миасс – 5км. Зачем я про киоски, заправки и прочую цивилизацию?! А вдруг кому-нибудь, как и нам, актуально будет – когда мы наконец нашли, изрядно исколесив окрестные поселки, этот оплот автодвижения, стрелка бака залегла намертво. И будь АЗС хоть на десяток километров дальше, пришлось бы попрошайничать с полным кошельком или жонглировать канистрой.
До Курамино дорога и виды с нее более чем интересны. Местность сильно изрезана и маленькими, но крутыми горками, и протекающими здесь 7 речками. Именно здесь сбежавшись с различных сторон света в небольшое водохранилище, эти речки наполняют силой реку УЙ. Интересные виды открываются и меняются буквально на каждом шагу. Вообще, ощущение что ты не на Урале, а где-то в предгорьях Кавказа.
А после того, как проедете мимо Каримово, опять начинается степь с лесистыми горками невдалеке и манящими синими горами- тысячниками у горизонта на запад.
Первоначальный мы хотели в Ячигулово оставить машину, а дальше пешим ходом с рюкзаками за спиной. Опять облом, ни в одном из менее десятка домов хозяев не оказалось – машину оставить негде. Постояли мы на краю села, посмотрели: дорога твердая, накатанная – была - ни была, проедем еще, сколько получиться. Если что, вернемся ближе к вечеру, там глядишь, и хозяева объявятся.
Оказывается дорога (и вполне приличная) выходит к самой подошве крутого склона и, более того, бежит себе дальше вдоль хребта. Ура! Добрались! Даже в грязи ни разу не испачкавшись. Вот это халява – на машине без проблем и до самой горки!!!
И на все про все от Миасса до самой горки 78 км или 1 час ходу, в смысле ездьбы (2 часа получилось у нас со всеми остановками и беготней в разведку). Да, такой халявы ни кто не ожидал. Но это только начало, полный кайф "не напряжного путешествия" мы оценили на следующий день.
А насчет стоянки, проблем тоже ни каких, в пяти минутах ходьбы от подножия течет солидный ручей, который ни в одну засуху не иссякнет, и в тоже время вброд по щиколотку пересекается. А судя по подмытым бережкам в самое половодье ручей не глубже колена, и дно его скальное без малейшей глины или тины. Одним словом проехать даже на иномарке можно. Вот пишу, а самого червь гложет. Вот как узнает народ, что сюда приехать можно, как повадится на пикники, да шашлыки кататься, так и загадят интересное место. Еще раз призываю вас, господа путешественники всех рангов, БЕРЕГИТЕ ЧТО ЕЩЕ ОСТАЛОСЬ ОТ ПРИРОДЫ!!! НЕ ГАДЬТЕ СЕБЕ ЖЕ ПОД НОГИ ИЛИ КОЛЁСА!!! Увозите (уносите) свой мусор с собой, даже если нашли стихийную свалку, не увеличивайте ее. А еще лучше, если возьмете и зароете чужое безобразие – хоть чуть-чуть чище станет!!! :-(
Облазив и отфотографировав первую (самую южную) вершину, на следующий день мы рванули к северной оконечности Нурали. Именно рванули, ибо, поехав на машине по ровной как стол грунтовке, удавалось без последствий разгоняться до 60км/час. Вообще вся долинка к востоку от хребта ровная с твердым каменистым грунтом и почти без леса. С востока ограничена еще одним еле приметным хребтиком (уже типично прямым), возвышающимся над долинкой не более чем на 20 метров. И даже прошедший обильный дождик ни как не сказался на проходимости дороги. Вода просто не задерживается ни на склонах, ни в этой долинке. Каким-то чудесным образом водичка сразу уходит в лежащие ниже и восточнее болота. Именно этим я объясняю почти полное отсутствие леса и засушливость Нурали.
Странным образом распоряжается судьба. От хребтика Нурали не ожидал я ни чего выдающегося. Ну так, ради компании съездить и все. А поди ж ты — совершенно неожиданно сбылись мои желания: "чтоб вид до горизонта километров не меньше чем на 30"! А все потому, что лес обзор не закрывает. Действительно ИНТЕРЕСНОЕ место, нет таких больше на Южном Урале (по крайней мере никто из нас не знает).
PS: Ну а если знаете, пишите! Сходим, посмотрим!
Да и сами, как чего нового и интересного найдем, вам расскажем!
Андрюха Смагин
Комментарии
Однако... ЛЮДИ!! не пытайтесь туда пробраться весной с севера, через Ленинск-Октябрьское-Верхний Иремель!! Там разве что "Урал" проедет. Осенью-то ничего... А тут мы на майские туда ломанулись на ПАЗике :) ... Может, кто слышал... Аж по радио рассказывали. Как мы три дня в болоте просидели. Привет Ленинским пожарникам, которые нас оттуда вытащили. Но все довольные и счастливые вернулись. Таких приключений у нас еще не было! Только вчера из "премьера" вылез, такое кино вышло героическое - засмотришься!
Так что мое почтение всем презревшим грошевый уют... Нам неймется. Мы все-таки дойдем туда. Летом. Ножками. От В.Иремеля. В шестой раз. Пяти прежних походов туда, поверьте, мало, для нашего дома - хребта Нурали, где 8 лет назад родилась наша походная команда.
А мы то мечтали пофотографировать зеленый и цветущий Нурали...
Но мы надеемся на следующий год. Хотя, в мае там наверное полно клещуков проклятых, там ведь скотину пасут, а где скот - там и клещ - главный враг туриста весной!
Очень красиво, по ним редко кто ходит. С главной вершины если сразу нырнуть вниз, в такой каньен попадете !
И в округе много интересного: озера, водопады, развалины загадочные, рудники заброшенные.
хочу сказать что хр.Нурали являеться моим самым любимым хребтом в Челяб.обл=)))мы однажды на вершине с группой,возле тура,такой закат наблюдали.....не словами рассказать,не письмом написать!!!!пусть он маленький и не высокий,зато какой красивый!!!это просто ПРЕЛЕСТЬ!!!!всем советую побывать хотя бы разок,это того стоит!!!!
И согласен с высказыванием по поводу мусора--ВЫНОСИТЕ его с собой,пожалуйста!!!гадим ведь природу-Мать ее!!!!