Вы здесь

После

Время: Август 2006 г

Окончание. Начало см.:
Треккинг
Хан
Победа

Теперь, после известия о гибели Данияра, всё наше восхождение предстало передо мной в несколько иных цветах. Кое-какие наши действия и решения, которые казались мне раньше незначительными ошибками или просто вариантами решения некоторых проблем, теперь стали казаться чуть ли не роковыми, приведшими к трагедии. Но жизнь – сложная штука и не бывает так, чтобы она протекала гладко и ровно. Она вся состоит из проб и ошибок, удач и неудач. Что ж, высотный альпинизм - род деятельности, где пресловутый человеческий фактор играет значительную роль, где каждое твоё действие и решение взвешивается на невидимых весах, и расплачиваться приходится монетами под названием «жизнь» и «смерть».

…Юра пришёл поздно – где-то в 12 ночи – я не дождался его возвращения – измученный организм требовал сна. На утро был заказан вертолёт, который, в случае хорошей погоды, должен будет «эвакуировать» нас шестерых, членов сборов УВК, двух иностранцев из Ирана, снаряжение и оборудование лагеря «Аксай-Трэвел». «Победа клоссед! Денджерэс!» - сказал начлаг Дима Греков и запретил иранцам восхождение.

Утро следующего дня было нерадостным – низкая облачность скрыла окружающие горы. Всё вокруг было серо и неприветливо. Да, действительно – Победа closed - закрыта. Все мы испытывали горечь потери, чувство сопричастности к трагедии. Как такое могло случиться, какие и где были допущены ошибки?

…Я и Мы. Право и Долг. Цель и её Цена… Извечные дилеммы, которые решает человечество на протяжении всей своей истории. И альпинизм, в частности высотный альпинизм - это обнажённый от ненужной шелухи, выкристаллизованный слепок человеческих страстей. И здесь, на высоте, человек решает те же дилеммы.

Данияр сделал свой выбор. Он решился на это восхождение. И, может быть, наша вина в том, что мы не нашли достаточно аргументов для того, чтобы убедить его отказаться от восхождения.

…Известие о том, что «вертак» будет через 40 минут, застало нас практически врасплох – мы даже не начали собирать лагерь. Но мы успели сделать всё. Даже оплатить свой полёт стоимостью 4900 рублей с человека. За несколько челноков сваливаем барахло в общую кучу. Слышен шум винтов…

Вертолёт забирает нас шестерых с личными рюкзаками и высаживает на ледник недалеко от места бывшего лагеря Миши Михайлова – так по инструкции должны делать пилоты, чтобы не допустить перегруза машины. Вертолёт возвращается в «Аксай» за остальной партией груза и иранцами. Затем снова за нами. Медленно опускается, не садясь на лёд, нависая над нами своим клёпанным толстым брюхом, поднимая грохочущими лопастями сильный ветер, сметающий всё вокруг. И вновь дверь распахивает плотный, восточноликий, густоволосый с проседью «стюард» в толстом красном поларе и тёмных очках. Мы загружаемся, и машина взлетает.

Вид Иныльчека с вертолёта – это что-то. Натурально застывшая неимоверных размеров горная река – с гигантскими волнами, всхолмившими ледяную поверхность, с «пенными валами» грязно-жёлтых и серых морен, с «замерзшими» водопадами узких боковых притоков ледопадов-ледников. «Пёстрая змея» - так переводится название «Иныльчек» - извиваясь, исчезает вдали в белёсой дымке. Наш вертолёт переваливает Тенгри-Таг где-то в районе пика Петровского. Молоко облаков висит на высоте 5100 метров. Всё вокруг выглядит, словно на неконтрастной чёрно-белой фотографии. Но даже в этих блеклых пасмурных красках проплывающие под нами пейзажи производят неизгладимое впечатление. Огромные скальные бастионы, которых ещё никогда не касалась рука человека, гладкая белая патока снежных полей и безжалостно изрубленные тела узких ледников и ледопадов, по которым ещё никогда не ступала нога человека.




 

Стены, кручи, гребни, кулуары, карнизы, ледовые трещины и бергшрунды, кары, зубья и жандармы – невообразимая по своим масштабам, но в тоже время подчиненная гармонии суровая и неумолимая красота. Пролетаем над Северным Иныльчеком. В иллюминаторе видно знаменитое озеро Мерцбахера. На самом деле их, по-видимому, было два (так, кстати, показано и на карте). Одно – верхнее продолжает существовать. На месте второго – ушедшего под панцирь ледника и излившегося по невидимым подледниковым туннелям в реку Иныльчек – гигантская грязная клякса. Месиво каменистых холмов, мелких озёр и луж. Кто сказал, что человек - «царь природы»? Как всё-таки жалки люди в своих тщетных, но настойчивых попытках понять суть таинств, созидаемых Творцом. Для него мы - человечество – пятно на странице написанного им миллионнолетнего сценария, расплодившееся и по-хамски расползшееся бестолковое осиное гнездо. Сценария, исполняемого мировыми стихиями в пьесе под названием «Вселенная». Хочется верить, что сценарий этот - не трагедия и не фарс. Пересекаем хребет Сары-Джаз и летим над широченной долиной реки Адыр-Тор. На всю ширину она заполнена протоками, многочисленными, не меньше двух десятков, переплетающимися и вновь разбегающимися во всех мыслимых вариациях. Горы мельчают. Уже нет снежных полей и гигантских ледников. Всё больше травянистых склонов. Сворачиваем над относительно узким ущельем. В низовьях логов – рощи тянь-шаньской ели. Выше - ущелье, словно на объёмной карте, расчерчено горизонталями овечьих троп. Небольшое стадо овец, пасшееся на плосковатой вершине горы, испуганное шумом вертолёта, вздымая пыль, несётся в сторону. Мы постепенно снижаемся и садимся в «аэропорту» Кар-Кары. Выключен двигатель, останавливаются винты. «Стюард» опускает складную лесенку. Что-то неуловимо знакомое видится в его облике. Горделивая осанка, скромные, но в тоже время исполненные собственного достоинства движения. Доброжелательное восточное лицо. Эта личность так заинтересовала меня, что спрашиваю у Юры – кто это? Казбек Валиев. Вот это да! Легендарный Казбек Валиев! Впору броситься взять у него автограф, но я принципиально не занимаюсь такими делами.

 

Густой, даже казалось, вязкий, тёплый воздух, наполненный ароматами травы и пыли. Кажется, что он вливается в лёгкие, словно животворящая жидкость. Деревья, трава, асфальт – как непривычно видеть всё это. Неужели всё это существует?!

…Поглубже окунувшись в среду высотного альпинизма, позволю себе высказать некоторые суждения, возможно спорные. Высотный альпинизм несколько отличается от альпинизма технического, стенного. Сергей Богомолов, совершивший больше, чем кто-либо из россиян восхождений на восьмитысячники, сказал как-то: «Никто же не пытается сравнивать бегуна на 800 метров и марафонца. Оба вроде бегут, но работа у них разная». Во-первых, высота предъявляет к человеку несколько иные требования. Организм альпиниста-высотника должен обладать некими качествами, которые могут и отсутствовать у спортсменов, совершающих технические восхождения на «небольшой» (до 5000м) высоте. К сожалению, вследствие своей некоторой некомпетентности, я не могу привести их здесь все. Основываюсь только на личном опыте и наблюдениях. По-моему, во-первых, человек должен обладать неким сбалансированным здоровьем. Очень важно, чтобы три системы организма – сердечно-кроветворящая, управленческая, (мозг) и пищеварительная, поставляющая энергию, взаимодействовали между собой «чики-пики», были отлажены как часы. Взаимодействие осуществляется посредством выработки организмом кровяных телец, переносящих кислород. Способность относительно быстро адаптироваться к недостатку «живительного газа» – одно из главных качеств высотника. Тренирует эту способность – акклиматизация. Но я встречал сам и неоднократно слышал от других, что есть альпинисты, сильные спортсмены, которым высота «не катит». Видимо, это связано как раз с этой вот способностью к быстрой перестройке организма в производстве кровяных телец. Важен даже тип темперамента – у меланхоликов и флегматиков больше шансов достичь успехов на «высоте». И вот умение управлять способностями организма, может быть генетически заложенными в вашем организме и вами же натренированными, чувствовать их (может на подсознательном уровне) во взаимодействии с морально-психологическими возможностями (также натренированными) – в этом и есть, по-моему, главный козырь восходителя высотника. Причём есть одно важное «но». Если ты хочешь вернуться хотя бы живым с вершины, то должен умело сочетать свою силу воли с возможностями своего организма. Человек может обладать огромной силой воли и непомерной целеустремлённостью, но быть неподготовленным к высотным нагрузкам. И такой набор качеств – не есть путь к успеху. Это некая игра со смертью, разворачивающаяся на грандиозной сцене под названием «Горы». Понять себя, познать свой предел и поднять его выше – вот одна из целей, ради которых совершаются высотные восхождения.

Если в техническом классе успех во многом зависит от командных действий, то в высотном альпинизме индивидуализм (и в хорошем и не очень смыслах) более выражен. Команда структурно несколько иная. К сожалению, на современном этапе, когда в СНГ получил развитие коммерческий альпинизм, когда на восхождение могут приехать люди с различной подготовкой и команда формируется практически перед восхождением, её качество заметно падает, снижается безопасность. К тому же на высоте очень трудно предвидеть своё состояние на не то чтобы несколько высотных дней вперёд, но порой даже и часов.

Данияр был упорным и целеустремлённым человеком. Но ему просто не хватило физического здоровья. Возможно кому-то из нашего отделения – мне или Лёхе - надо было остаться для подстраховки на 7000, дождаться Данияра и Юру и спускаться вместе с ними. Вероятно, трагедии бы и не случилось. Но это сейчас, сидя внизу, анализируя наши действия, видится всё несколько по-другому. Тогда же, наверху, всё казалось логично и правильно.

Высота воздействует на людей по-разному и невозможно предвидеть, как она подействует на тебя и в этот раз. Что касается моей ошибки, слава богу, не приведшей к печальным последствиям, по-видимому, и на меня высота оказала влияние таким образом, что чувство ответственности, которым я руководствовался, торопясь снять палатку с 6400, гипертрофировалось, превратившись в навязчивую идею, заслонившую собой способность более-менее реально оценивать опасности, способные произойти с группой. В данном случае – ухудшение состояния Андрея. Недостаточный опыт поведения в условиях высоты также оказал влияние.

Предвидеть многочисленные опасности действительно трудно, да и, наверное, не по силам даже таким опытным альпинистам, как Агафонов и Ермачек. Вот поэтому-то и надо держаться вместе. Чтобы всегда была возможность взаимопомощи.

…Кар-Кара… Домики палаток валиевского лагеря, юрта, стоящая в центре палаточного городка, насыщенный запахами воздух, столики летнего кафе – всё навевало умиротворение... Микроавтобус приехал только во второй половине дня. По пыльной дороге, мимо многочисленных пасек, несёмся в иссыккульскую долину. Этот район Киргизии – благодатный край для развития «горной» пчелы. Мёд, добытый здесь, так и называют – «горный». Импортируют даже в Германию. Непривычные, разноцветные краски окружающего мира бальзамом постепенно притупляли душевную боль. Что ж, жизнь, не смотря ни на что, продолжается. В Караколе тепло прощаюсь со своими. До свидания Юра, Саня, Андрюха, Лёха, Света! До новых встреч! У меня же завтра утром поезд и мы с иранцами едем в Бишкек. В пути отправляю с десяток sms-ок родным и друзьям на Урал. В Чолпон-Ате уже поздно вечером останавливаемся в кафе на ужин. Как могу, жестами и немногочисленными английскими словами «разговариваю» с иранцами, рассказываю о наших приключениях. Ночью полусонного меня «выгружают» в частную гостиницу в Бишкеке. Пассажиры прицепного вагона до Челябинска поезда «Бишкек – Свердловск» в основном русские, возвращающиеся из отпусков в бывшие родные места на свою «новую старую» родину. Поезд неторопливо плёлся по выжженным степям Средней Азии, несколько часов простоял на казахско-киргизской границе. За эти двое суток пути мы все – и храпящий мужик и кашлящая бабка и молодые и не очень мамаши со своими детьми разных возрастов, которые постепенно стали «общими» - превратились в одну семью, какую-то республику, словно иллюстрация к роману Пелевина «Красная Стрела». Российско-казахскую же границу в Петухово пересекли ночью, надолго здесь нас не задержали. И целый день наш вагон простоял на задворках станции Курган. Так что оптимальнее надо было брать билет до Кургана, а здесь пересаживаться на проходящий поезд до Челябинска – так было бы быстрее. И вот всё – наконец-то я дома. Как поётся в одной туристской песне: «… и холодно, приятно, и на перроне сыро, пришёл вагон плацкартный из Азии в Россию!». Но как сказал Морис Эрцог: «Есть ещё другие Аннапурны!». И ещё: «… горы весь шар земной опоясать сумели цепями, что им стоит тогда человека к себе притянуть».

 

 

 

Огромное спасибо родным и близким за терпение, веру и понимание. Большое спасибо за спонсорскую помощь магнитогорской фирме «Фотомир» и лично А. Х. Шарафуллину, благодаря которому появились на свет фотоиллюстрации этого рассказа.

 

 

 

Отдельное спасибо Яну Рыбаку («Негероические записки»), А. Чеснокову («Победа. Начало мечты») и А. Комарову («Немного про пик Победы. 2003 год»)

за информацию и удовольствие, полученные от прочтения данных произведений на mountain.ru:
http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=216,
http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=554,
http://www.mountain.ru/world_mounts/tien-shan/2003/Pobeda_Komarov/.

Группа: 
Вид туризма: 
Период материала: 

Комментарии

роман Пелевина Желтая стрела )))