Вы здесь

Эльбрус-2002

Время: Январь 2002 г

Данный материал является справочной информацией, Никакая часть этой публикации не может быть рассмотрена как руководство к действию.

Написано в мае 2002 года после второй и удачной попытки зимнего восхождения на Эльбрус. В те годы действительно полезной информации (как, куда, что, почём) в Интернете было не так много (да и дорог он был), хотя различных опусов о том «как я(мы) «покорил (и)» Эльбрус, и какие мы теперь крутые» было достаточно (а сейчас - просто завались). Поэтому я несколько систематизировал наш опыт – может, кому и пригодится. Возможно какая-то информация сегодня уже не актуальна (особенно это касается цен, вариантов заезда и условий размещения в Терсколе), но сегодня я ничего не стал менять в статье. Ещё один вопрос, требующий нынче уточнения – это то, что Приэльбрусье погранзона и условия регистрации в ней сейчас мне неизвестны (в 2001-2002 годах мы с пограничными службами дел никаких не имели – Баксанское ущелье не было погранзоной). Проще всего выяснить этот вопрос, позвонив спасателям (телефон в тексте ниже).

 

Зимний Эльбрус. 2001-02 г.

Решив сходить на Эльбрус зимой, мы столкнулись с полнейшим отсутствием какой-либо информации о том, как добраться, где жить и как построить тактику восхождения. И лишь обрывочные сведения от тех, кто был там лет 10 назад. Поэтому появился этот отчёт, призванный помочь тем, кто столкнулся с отсутствием информации о том, как сходить на Эльбрус в зимний период.

В этом отчёте собрана информация, несомненно, необходимая для организации восхождения на Эльбрус в зимнее время в период с декабря по март. Эта информация была собрана во время восхождений в феврале 2001 и марте 2002 годов и, наверняка пригодится тем, кто ни разу не был на Кавказе, даст представление о маршруте и тактике восхождения.

 

Снаряжение.

Примерный список снаряжения, требующегося для восхождения:
1. 3 – 4 ледобура на человека.
2. карабины и страховочные системы.
3. газовая горелка, газовый баллончик (баллончик можно купить в Терсколе), варочная посуда
4. аптечка, в том числе крем от солнечных ожогов.
5. верёвка
из личного снаряжения требуется :
1. несомненно, одежда из мембранных тканей (гортекс, симпатекс, софитекс и тому подобное)
2. ледоруб
3. кошки
4. ветрозащитная маска на лицо.
5. ветро- и солнцезащитные очки.
6. непродуваемые рукавицы.
7. телескопические палки.
8. термос 1 литр.
9. фонарик
10. пластиковые горные ботинки.

 

Эльбрус и Приэльбрусье.




Карта 1. Северный Кавказ и Приэльбрусье

Как известно, Эльбрус – высшая точка Кавказа. Это потухший вулкан с двумя вершинами – Западной (5642 м.) и Восточной (5621 м.). Проще всего добраться до подножия горы с Баксанского ущелья. В верховьях этого ущелья находится горнолыжный курорт Терскол. Именно сюда и надо добираться на всевозможных видах транспорта. С поляны Азау (высота 2250 м.), находящейся выше Терскола, по склону Эльбруса протянут горнолыжный подъёмник до высоты 3800 м. (станция Гарабаши). Рядышком находятся Бочки – высокогорный приют, сооруженный в 80-х годах из обрезанных труб большого диаметра (конечно же благоустроенных). Чуть выше (высота 4100) стоит Приют Одиннадцати, сгоревший в 2000 году, но сейчас уже восстановленный.

 

Как добраться до Минеральных Вод.

Давать какие- либо советы на тему «как добраться» трудно – ведь цены на проезд в различных видах транспорта меняются довольно часто, так же как и расписания. Но имеет смысл несколько обобщить опыт и информацию о способах проезда до Минвод.

Прежде всего, почему именно город Минводы является «пунктом назначения», а не, скажем, Кисловодск (конечная станция всех поездов дальнего следования), Пятигорск или Ессентуки, Нальчик или Прохладный? Причина проста: Минводы - узел ж/д и автодорог, а также - аэропорт и заказать машину или уехать на автобусе или маршрутном такси проще, чем из городов, находящихся, по карте ближе к Эльбрусу.

В начале 2002 года самым дешевым видом транспорта оказался личный автомобиль. Судите сами:

От Магнитогорска до Минвод 2500 км. Бензин АИ-93 в Челябинской области стоил 8-8.5 руб за литр, а на Кавказе - 7-7.4 руб за литр. Если заложить в расчет такие цифры:
расход бензина на 100 км - 10 литров
цена 1 литра бензина – 10 руб
расстояние туда и обратно – 5000 км
платная стоянка автомобиля в Тесколе или Азау (хотя можно эту статью расходов не учитывать – в Терсколе воров нет) – 50 руб в сутки. 10 суток – 500 руб.

Итого : машина туда и обратно будет стоить 5000 руб. Даже если ехать вдвоем, то будет2500 руб «на брата»,- а это уже дешевле, чем на поезде.

Но этим способом мы не пользовались и практических советов дать не можем. Уточнение: маршрут такой:

Магнитогорск – Уфа (300 км), Уфа-Самара (461), Самара-Волгоград (670), Волгоград-Элиста-Минеральные Воды (680), Минеральные Воды – Терскол (180). Есть второй маршрут – через Оренбург-Пугачёв.

(в последующие годы магнитогорские альпинисты неоднократно добирались на микроавтобусах в Терскол и даже оплачивая труд водителя такой вид транспорта обходился дешевле и в чём то удобней железной дороги).

Билет на поезд (прицепной вагон Уфа – Кисловодск) в феврале – марте 2002 года стоил 1300 – 1600 руб в одну сторону. Время в пути двое суток.

Самолеты из Челябинска летали по субботам в 13.00ч, билет стоил 3300 руб. (но за неделю нашего пребывания в Приэльбрусье цена билета выросла на 1000 руб). Из Уфы самолет летал по понедельникам, а из Екатеринбурга по понедельникам, вторникам и пятницам. Приводить здесь расписание нет смысла, так как проще его узнать в местных трансагенствах. Время полета – 3 часа.




Карта 2. Верховья Баксанского ущелья

 

Как добраться до Терскола.

Из Минеральных Вод (точнее из автовокзала возле аэропорта) следует автобус до города Тырныауз. Отправление примерно в середине дня. Факт тот, что следуя поездом «Новокузнецк-Ессентуки» и заезжая в Минеральных Водах на рынок, мы не успевали на этот автобус. Цена билета около 100 руб. А от Тырныауза до Терскола добираться на такси.

Второй способ. На маршрутных такси. Минеральные Воды – Пятигорск, Пятигорск - Баксан , Баксан – Тырныауз, Тырныауз - Терскол. Цена билета 100 рублей.

Но эти способы несколько «геморроидальные», хотя и дешёвые.

Более удобный, но и более дорогой способ – это ехать на частнике. Легковая машина стоит 1200 рублей, микроавтобус несколько дороже. Проблем с этим нет. На ж/д и авиа- вокзалах вас уже встретят и предложат доехать до любой точки. Правда, просят при этом, как обычно, несколько больше. Надо торговаться. В феврале – марте 2002 года с нас запросили 1500 рублей за машину, но «тариф» до Терскола 1200 рублей и до этой цифры нужно торговаться. Впрочем, по сравнению с 2001 годом, цены на автоуслуги не увеличились в, отличие от ж/д проезда. Время поездки – 3 - 3,5 часа. Если вам необходимо запастись продуктами (везти с собой все продукты нет смысла, так как местные цены практически не отличаются от уральских – об этом смотри ниже), водитель без проблем отвезёт вас на ярмарку.

 

Продукты. Услуги. Газ.

Как уже отмечалось выше, цены на продукты питания не отличаются от Южноуральских. Если вы решили «отовариться» по приезду в Минеральные Воды, то можно порекомендовать ярмарку, находящуюся непосредственно в Минеральных Водах – там несколько дешевле, чем на ярмарке «Людмила», находящейся на трассе Ростов – Баку, на окраине Пятигорска, мимо которой вы всё равно будете проезжать. В Тырнауазе также есть базар и, по рассказам водителей, некоторые продукты дешевле чем на «Людмиле». Всё же некоторые вещи, нам кажется, стоит взять с собой из дома, например, мы брали с собой сырокопчёную колбасу (т.к. были уверенны во вкусе продукта «родного» колбасопроизводителя), сало. В Терсколе можно питаться в кафе. Цены примерно такие: чанахи (суп из баранины) – 45 рублей, борщ – 40 рублей, говядина с картофелем «фри» - 40 рублей и т.д. и т.п. В общем, ужин на двоих «с пиво-водкам» обходится в 330 рублей. В Терсколе в местных ларьках можно купить практически всё, начиная от батареек и фотоплёнки и кончая яйцами, молоком и дорогим коньяком. Разве что ассортимент чуть поуже. В гостинице «Чегет» есть минифотолаборатория и интернет. Союзпечать и переговорный пункт в Терсколе тоже есть. На развилке дороги на Чегет стоит магазин «Альпиндустрия», где можно приобрести газовые баллончики (цена около 180 рублей) и другое «альпинистическое» снаряжение. На поляне Азау тоже есть такой магазин. На базарчиках на Чегете и Азау можно купить шерстяные вещи начиная от носков и кончая бурками и папахами.

 

Где разместиться.

По прибытии в Терскол надо зарегистрироваться в ПСС (бесплатно), домик спасателей покажет каждый. Телефон Эльбрусской ПСС (начальник – Тилов Борис Османович) 86639 7-11-25, 7-14-89, 7-13-10. Сюда, кстати, можно позвонить из дома уточнить обстановку, цены, заказать место на Бочках и т. д.

Разместиться можно в гостиницах, а можно и в частном секторе. В гостиницах, ясный перец, дороже и поэтому мы даже и не пытались узнать цены. Впрочем, кому интересно, тот может обратиться в интернете на e mail или письменно по адресу: 360000 КБР Нальчик пр. Ленина 53 оф. 74, тел. (8662) 442952, (86622) 55841. В 2001 г. зимой 3-х местный номер в гостинице «Чегет» стоил $140 на 7 дней.




Фото 1. Терскол

Зимой 2002 г. проживание в частном секторе стоило от 150 до 250-300 рублей за койко место. Сюда обычно входит кухня с кастрюлями – сковородками, холодильник (вот за него-то и цена выше), ванна или душ с горячей водой, туалет, чистое бельё на постель, телевизор (тоже плюс к цене), и т. д. вплоть до туалетной бумаги и освежителя воздуха в туалете.

В Терсколе часты отключения горячей воды, поэтому порекомендуем вам снимать квартиру в пятиэтажке, принадлежащей гостинице (в ней живут служащие гостиницы), т.к. котельная «греет» и пятиэтажку. Пятиэтажка в Терсколе одна и каждый укажет к ней дорогу.

Можно снять квартиру или комнату на всё время пребывания в Приэльбрусье, например, для того чтобы оставить лишние вещи на время восхождения, а можно и на 2-3-4 дня, пока вы будете жить внизу, ожидая погоду или совершая акклиматизационные выходы. А затем заехать на Бочки (высота 3800) для дальнейшей акклиматизации и восхождения.

На Бочках койкоместо в отапливаемом вагончике стоит 100 рублей. В отдельном вагончике – кухня с газом. В одной Бочке 5 койкомест. Есть электричество.

Ещё выше, на высоте 4100 м., находится приют Одиннадцати (сейчас уже восстановленный) в нём цена за проживание тоже равна 100 руб/чел. Есть газ (правда во время нашего пребывания в марте 2002 г. газ закончился и обновить баллон не спешили, потому что в зимнее время приютом почти не пользуются – хватает места на Бочках.). Электричества нет. Смотритель приюта Одиннадцати – Юра Соловьёв. Заранее договориться о местах на Бочках и приюте Одиннадцати можно по телефону 7-13-36 и 7-15-30 с Тиловым Исхаком. Но зимой в этом необходимости нет, т.к. народу немного и места всегда есть. Ажиотаж начинается в мае, когда заезжают сноубордисты, а затем и буржуинские альпендяи со своими русскими проводниками, и заканчивается в сентябре. Так что если вы собрались на Эльбрус летом, то стоит побеспокоиться о местах по вышеуказанному телефону заранее или брать с собой палатку. На соседней каменной гряде, напротив приюта Одиннадцати, стоят 2 вагончика приюта МЧС, проживание в нём бесплатно, но только с разрешения начальника Терскольского МЧС Бориса Тилова. Электричества и газа здесь нет.

 

Погода

Погода в Приэльбрусье зимой неустойчивая и даже местные жители не берутся предсказывать её больше, чем на 2 дня вперёд. К тому же по нашим наблюдениям, погода на разных высотах в одно и тоже время существенно отличается. Вот пример из нашей практики (середина марта 2002 г.): мы жили на Бочках, внизу все ущелья были заполнены облаками (значит в Терсколе в это время пасмурно, если не туманно) на самих Бочках жарило солнце, а вершины Эльбруса время от времени закрывались рваными облаками. Вот ещё примеры. Когда мы пошли на восхождение, в ущельях опять были облака, на высоте Бочек (3500 –4200 м.) был туман (точнее висело облако), а выше видимость вполне сносная, только изредка вершины Эльбруса закрывались рваными облаками. На следующую ночь после нашего восхождения повалил густой пушистый снег, а утром группе одесситов выходить на восхождение, мы подумали, что у них нет никаких шансов, но каково было наше удивление, когда утром мы увидели голубое небо и 4 точки на косом траверсе Эльбруса – это были одесситы. Когда мы только прилетели в Минводы, на равнине шёл дождь, в Тырнаузе было пасмурно, а в Терсколе рваные облака.

Отсюда вывод – не сидеть в Терсколе и даже на Бочках и ждать погоды, а, акклиматизировавшись конечно, каждую ночь выходить на восхождение, а там уж смотреть по обстоятельствам (рассвет вас должен застать в районе скал Пастухова).

 

Маршрут. Тактика восхождения




Схема маршрута

По классификатору маршрут оценивается как 2А категории сложности. Да, технически маршрут не сложен, но не стоит успокаиваться. На Эльбрусе определяющими трудностями являются:
1.неустойчивая, постоянно меняющаяся погода.
2.практически постоянно сильный и, естественно, холодный ветер, невозможность от него укрыться (нет каких-либо крупных камней или скал, нет снега, чтобы вырыть пещеру)
3.возможны выбросы сероводорода из фумарол (маленьких, незаметных глазу дырок в склоне)
4.жёсткий бутылочный лёд на участке, называемом Ледовое Зеркало, опасно особенно на спуске.
5.во время спуска, при отсутствии видимости, есть вероятность заблудиться и, свернув с тропы, уйти в другое ущелье или провалится в закрытую трещину.
6.высота.

Ежегодно зимой Эльбрус собирает свою страшную дань. Так, в Феврале 2001 г. под вершиной Кюкюртлю (на западном склоне Эльбруса) погибли несколько пермских альпинистов (предположительно от выброса сероводорода к тому же сильный буран продолжался неделю.). С января по середину марта 2002 г. погибло двое альпинистов и оба на спуске на ледовом зеркале. За это время (за два первых зимних месяца) восхождения совершило не более 10 человек, а многие экспедиции уехали домой, так и не дождавшись погоды.

Маршрут можно разделить на несколько отрезков, на каждом из которых есть факторы, требующие внимания.
1.Азау – Гарабаши (Бочки).
2.Бочки – приют Одиннадцати.
3. Приют Одиннадцати – скалы Пастухова.
4. Ледовое зеркало.
5.Косая полка (косой траверс, траверс).
6.Седловина.
7.Подъём на вершину.
8.Спуск.

 

Азау – Гарабаши (Бочки)




Фото 2. Верховье Баксанского Ущелья. Вид из вагончика канатной дороги

Станция канатки Азау находится на высоте 2350 м. Обычно восходители забрасываются на Бочки, а уж оттуда начинают собственно восхождение. Билет на одну линию стоит 40 рублей. Всего 3 линии : Азау - Старый Кругозор(3000 м.), Старый Кругозор – Мир(3500 м.), Мир - Гарабаши(3800 м). Рядом находятся Бочки. Линии Азау – Мир - маятниковые (вагончик), а линия Мир – Гарабаши – кресельная. Канатка начинает свою работу в 9 часов, но если прийти попозже, то можно встрять в очередь горнолыжников. Обычно доезжают до станции Мир, а затем идут пешком до Бочек. Время подъёма с рюкзаком – 40 – 60 мин., акклиматизированный чел без рюкзака добегает за 27 – 35 мин.

Но можно и подняться с Баксанского ущелья пешком по дороге, которая серпантином вьётся со станции Азау до станции Гарабаши или по горнолыжной трассе. Есть ещё вариант: Терскол – 105 пикет - Ледовая База – траверс склона Эльбруса до Бочек. Ледовая База и 105 пикет – это полуразрушенные приюты выше Обсерватории (Нового Кругозора). До Ледовой Базы серпантином из Терскола идет дорога. Она проходит рядом с водопадом Девичьи Косы. Подъём по этому маршруту предполагает одну ночёвку на 105 пикете или Ледовой Базе или в палатке. На траверсе склона Эльбруса с Ледовой Базы до Бочек возможны встречи с закрытыми трещинами, поэтому надо идти в связках. Терскол – высота 2100 м., обсерватория – 3100 м., 105-й пикет – 3320, Ледовая База – 3550 м.

 

Бочки – приют Одиннадцати




Фото 3. Бочки

От Бочек до приютов около часа ходьбы. Сам приют Одиннадцати находится на левой, по ходу движения скальной гряде (орографически правой). А приют МЧС, соответственно, на параллельной. До этой высоты завозят горнолыжников на ратраках (за 150 рублей с чел.) и поэтому видны следы ратраков, на этом пути спасатели стараются поддерживать маркировку вешками. До приюта Одиннадцати можно идти без кошек, а вот выше начинаются участки льда и поэтому кошки лучше надеть под прикрытием стен приюта .

 

Приют Одиннадцати – Скалы Пастухова




Фото 4. Приют Одиннадцати

Неизвестно почему Скалы Пастухова называют скалами, на самом деле это россыпь камней. От приюта Одиннадцати до верхнего окончания скал – 2 часа ходу. От приютов можно двигаться параллельно как вдоль левой, так и вдоль правой скальных гряд. В плохую погоду, когда видимость не более нескольких сот метров, когда вы достигните верхнего окончания гряды, важно правильно выбрать направление дальнейшего движения. Надо взять чуть правее. Ветрами весь снег здесь сдут и, поэтому, здесь сплошной лёд. Но уклон ещё небольшой. Дойдя до нижнего окончания Скал Пастухова, движение продолжаете вдоль скал по левому их краю.

 

Ледовое зеркало

Это, пожалуй, самое опасное место. Наибольшая опасность – во время спуска. Лёд очень жёсткий, после снегопада возможны снежные перемёты. Уклон склона возрастает до 25 – 30 градусов, но многим кажется что уклон незначительный и организовывать страховку не стоит. И это есть главная ошибка некоторых восходителей. Такие известные альпинисты, как Вяч. Терзаул (Одесса) – на его счету 10 восьмитысячников – больше, чем у кого либо в СНГ и Карлос Булер (США), побывавшие на вершине на 2 дня раньше нас – и те не пренебрегли страховкой на спуске. Рекомендуется организация страховки с помощью ледобуров. Особенно на спуске.




Фото 5. На ледовом Зеркале. Вид вверх



Фото 6. На ледовом Зеркале. Вид вниз

Большинство погибших зимой на Эльбрусе разбились именно здесь. Одно неосторожное движение (например, кошка за кошку зацепилась) – срыв и человек летит, набирая скорость, до скал Пастухова, где тело (уже) разбивает о камни. За два месяца 2002 г. - двое погибших. Длина опасного участка на ледовом зеркале – около 10 верёвок. На других участках ледового зеркала рекомендуется передвигаться на три такта (ледоруб - нога – другая нога), как на спуске, так и на подъёме. Время подъёма (также и спуска) ледового зеркала без организации страховки – 1 час. С организацией страховки – 2 часа.

 

 

Косой траверс (косая полка)

Называется так, наверное, потому, что снизу, от Бочек, тропа на этом участке выглядит как пологий траверс. А полкой потому, что за многие годы тропу в леднике так набили, что образовалась терраса, шириной более метра и тропу видно невооружённым глазом даже со станции Мир. Сложность этого участка в том, что здесь наиболее остро начинает ощущаться воздействие высоты и, к тому же, впечатление, сложившееся при просмотре снизу на этот участок, обманчиво. Никакой это не траверс, набор высоты здесь вполне приличный – до седловины около 600 метров по высоте, а народ расслабляется после преодоления ледового зеркала плюс воздействие высоты. Темп необходимо снизить, не насиловать организм. Впрочем, высота не даст вам двигаться в прежнем темпе. Нам, например, после 27-30-ти шагов приходилось останавливаться, восстанавливать дыхание. Склон после ледового зеркала несколько выполаживается, но всё равно крутовато для траверса. На преодоление уходит 2 часа. Ещё одна опасность – небольшие, возможно заметённые снегом, трещины. Упасть не упадёшь, но ногу сломать можно, особенно внимательным надо быть на спуске. Возможны и выбросы сероводорода. Тропа может быть промаркирована вешками.

 

 


Фото 7. Разрушенный приют на седловине

 

 

На седловине Эльбруса под скалой у западной вершины стоит разрушенный приют, а рядом – бергшрунд в котором в случае необходимости можно укрыться от ветра, вскипятить чай или даже переночевать. Высота перевальной точки Седловина Эльбруса равна 5416 м.

 

Подъём на вершину




Фото 8. На вершине

От приюта обычно видно тропу на западную вершину. Она начинает подъём немного не доходя до перевальной точки. Где-то на середине подъёма в тропу вливается спусковая тропа, а подъёмная, постепенно набирая высоту, огибает вершину с севера и выводит на небольшое плато, на котором находится небольшой пупырь с туром, который и является собственно вершиной. Время подъёма на вершину – 1,5 – 2 часа, время спуска – 0,5 часа. Тропа может быть промаркирована вешками.

 

Акклиматизация. Тактика восхождения

Для наилучшей акклиматизации советуем побывать на высоте 4800 – 5200 м, т.е. на косой полке или скалах Пастухова. Заодно провести ледовые занятия. Прохождение косой полки во время акклиматизационного выхода позволит прочувствовать вам воздействие высоты.

Рекомендуемый график :
1 день – день приезда
2 день – акклиматизационный выход на приют Одиннадцати, ледовые занятия. Возвращение в Терскол
3 день – день отдыха.
4 день – подъём на Бочки
5 день – акклиматизационный выход на косую полку или ледовое зеркало, ледовые занятия.
6 день – отдых в Терсколе.
7 день – подъём на Бочки.
8 день – восхождение.
9 день – спуск в Терскол.

Фактически же у нас в марте 2002 года получилось так:
1 день – день приезда
2 день – акклиматизационный выход на приют Одиннадцати, ледовые занятия. Возвращение в Терскол.
3 день – полдня отдыха, подъём на Бочки
4 день – акклиматизационный выход на ледовое зеркало, ледовые занятия. Ночёвка на Бочках.
5 день – отдых на Бочках.
6 день - восхождение.
7 день - спуск в Терскол.
8 день –отъезд.

Как уже говорилось выше, погоду лучше всего ждать, проживая на Бочках. Т. е. после проведения акклиматизационных мероприятий советуем подняться на Бочки и жить там, дожидаясь хорошей погоды.

На восхождение обычно закладывают 12-14 часов. Время выхода на маршрут рассчитывают таким образом, чтобы на спуске пройти Ледовое Зеркало ещё засветло, т . е. на вершине надо быть в 13 – 14 часов (в марте) и в 11 – 12 часов в январе - феврале. Практически это означает, что в марте выходить на восхождение надо в полчетвёртого утра и первые 2 часа двигаться при свете фонариков. В качестве акклиматизационного выхода и, в своём роде экскурсию, советуем сходить на водопад Девичьи Косы, обсерваторию и 105-й пикет, дорога начинается серпантином прямо из Терскола.

 

Как уехать

В Терсколе можно купить авиабилеты. Авиакассы находятся в строящейся гостинице, её вам укажет каждый. Можно заказать билеты на поезд по телефону 2-73-61 (местному), впрочем проблем с билетами на вокзале Минвод зимой нет. В Терсколе утром с 8-ми до 9-ти и вечером с 20-ти до 21-го часа возле кафе «Купол» проходит «тусовка» водителей авто. И в это время надо подходить, чтобы договориться об отъезде из Терскола. Причём уехать стоит дешевле – 1000 руб. на легковой машине. Но это в первой половине дня, а во второй половине – 1200.

Фото - Прохоров Б.( 1 – 6 ), Вашляев А. (7,8)

Вид туризма: 
Период материала: 

Комментарии

Спасибо большое за статью.Как всегда у вас,просто и доходчиво.