Маршрут: г.Белорецк - гора Малиновая - г.Белорецк
Время: 23-29 августа 2004 г
Участники: Денис Алалыкин, Дмитрий
Аннотация:
В эпоху СССР практически любой сколько-нибудь зарабатывающий человек мог, при желании, поехать туристическим образом куда угодно в пределах страны. Уже в 60-е появилось определение "дикого" туризма - как самостоятельного путешествия граждан без посредничества со стороны государства. Большинство профессиональных туристов современной России как раз выросли в то время. Однако, в результате ельцинского НЭПа, возможности обычного человека в деле туризма существенно сократились. Дело даже не в том, что радикально выросли транспортно-пищевые расходы - просто "дикий" туризм на самом деле стал диким - самая большая опасность стала исходить от двуногих... В этом августе я со своим товарищем из Глазова решил проверить возможности нынешнего "дикого" туризма в реальном путешествии.
Планирование и приготовления
Прежде чем приступить к детальным сборам мы решили выбрать объект похода. Выбор происходил примерно в том же стиле, с каким знаменитые гимназисты мечтали доехать до Америки. Мы взяли географический атлас мира и ткнули в несколько точек на карте Уральского региона - исходя единственно из своих экономических возможностей. Все точки мы могли себе представить чисто умозрительно - и в итоге выбор наш пришелся на гору Ямантау (1640 метров над водой в океане, между городками Инзер и Белорецк в юго-восточной Башкирии), которая понравилась нам своим названием.
Что касается вещевых сборов - оказалось, что коврик, подкладываемый под спальник имеется только у меня, что сразу создало определенное межличностное напряжение. Палатка наша была времен Леха Валенсы - брезентовая советская двухместка с "неродным" каркасом. Нашими плюсами при подготовке похода были несколько пеших путешествий, недавно совершенных Дмитрием по Северной Удмуртии, и мои несколько недель, проведенные на лапландских сопках в августе 2000-го, а также более частые поездки на железнодорожном и автобусном транспорте в разных регионах. Минусы - полное незнание местности и климата точки назначения и малый состав группы - нас всего двое. Наличие разного походного опыта позднее сказалось на том, что при укладке рюкзака я его слишком перетяжелил теплыми вещами, базируясь на представлении об ином климате, а рюкзак моего товарища оказался меньше моего.
Наряду с выбором объекта и укладкой вещей нам, конечно же, пришлось планировать и то, каким образом мы туда доберемся. Мы неоднократно посещали железнодорожную справочную. Так как оба мы находились в Глазове, то первый предложенный вариант - от Агрыза до Уфы - не устраивал нас необходимостью тратить время и деньги, чтобы сесть на этот поезд, который при этом отправлялся утром. Более простым (и интересным) вариантом мы сочли кружной путь по линии Глазов – Пермь – Екатеринбург – Челябинск - Уфа с пересадкой в Челябинске. Судя по атласу от Уфы до Белорецка мы могли добраться как по местной ж/д, так и по автодороге. Кроме карты из всемирного атласа у нас был и компас. Более подробную карту мы рассчитывали купить в Башкирии (но не нашли), а брать с собой GPS (Global Positioning System) было бы не спортивно. Продовольствие мы решили закупать на месте, хотя несколько банок тушенки взяли в Глазове, так как благодаря знакомству с "Главпродуктом" я не ожидал найти в белорецкой тушенке мясную составляющую.
Спринтом пробежав вдоль уже трогающегося состава с невнятной системой нумерации вагонов 23-го августа мы отправились в путь...
Пути-дороги
Все нам обоим было внове, так как до того на восток никто из нас не ездил. Пермь поразила своей растянутостью - и мы долго спорили о том, кто длиннее - Волгоград или Пермь. Екатеринбург был ночью и поэтому ничем примечательным не запомнился. А вот Челябинск лично меня весьма удивил. Мы словно бы приехали в июль - жара была за тридцать. Очень странной мне показалась работа вокзальной камеры хранения, когда мы сдавали рюкзаки - мужика с небольшой сумкой всего общупали металлоискателем, заставили распотрошить багаж. Нам же сразу дали место без всякой проверки. Не желал бы я врагам такого везения.
Зато вокзал Челябинска был само загляденье - просторный и красивый. Точно таким же был и сам город - с совершенно московским ритмом жизни. Глядя на многочисленные жилые и офисные стройки я устыдился Ижевска. Также одна из особенностей Челябинска - просто невероятное соотношение женской и мужской составляющей. В районе центра невооруженным глазом было видно, что на каждых трех мужчин приходилось примерно семь женщин, из которых пятеро - стопроцентные красавицы. Довольно быстро наши восторги по этому поводу в течение дня превратились в тоску - что за удовольствие с десятью рублями в кармане видеть повсюду быстролетящих див. Тоска едва не превратилась во что-то худшее на самой "тусовой" улице - "Арбате" - где девушек в публике к концу рабочего дня было до 90%.
Пробродив по наполненному летом Челябинску весь день, вечером отправляемся в Уфу. Стоя в ожидании поезда на вокзале, совершенно серьезно спорим о количестве необходимых на ужин хотдогов. Денег все меньше.
После челябинского праздника жизни утренняя Уфа неприятно поражает. Беспорядочная индустриально-деревенская застройка, уличная грязь, столпотворение старых автобусов возле старых вокзалов. Множество национально настроенных местных жителей, с каким-то затаенным злорадством глядящие на наши пыхтения с перетаскиваемыми рюкзаками. Да простят меня читатели, но после нескольких часов гуляния по столице Башкирии у меня возникло стойкое ощущение, что межплеменная смесь в Башкирии не пошла на пользу ни славянскому, ни тюркскому роду. Получившийся результат - тяжелые, неприятно-крупные лица у мужчин и низкорослая полноватость у женщин. Бога ради, не подозревайте меня в каком-либо расизме, но после азиатского Челябинска европейская Уфа просто шокировала меня антропологическим обликом населения. Притом, что чистые представители обоих народов весьма симпатичны.
Чрезвычайно редко попадавшиеся красавицы в этом случае доставляли наслаждение нашему воображению на долгое время.
Ничего не поняв с расписанием электричек (на которых еще нужно пересаживаться) в Южном автовокзале Уфы успеваем купить два билета на 16:00 до Белорецка (так как карты гор мы в тамошних книжных лавках не нашли, то выбор между Инзером и Белорецком происходил путем подбрасывания монетки). "Проклятые башкиры", как оказалось, при междугородних перевозках сдирают с пассажиров отдельные деньги за багаж - и, что еще хуже, водители даже не дают себе труд открыть пассажирам багажные отсеки (те и не просят). Когда я озадачил водителя нашего рейса просьбой открыть для рюкзаков и палатки отсек, то он посмотрел на нас, как на инопланетян. Но открыл...
230 километров до Белорецка автобус с редкими остановками едет почти шесть часов. Прямо таки в духе ижевского автовокзала. Что замечается сразу - очень малое количество населенных пунктов вдоль трассы и полнейшее отсутствие хвойных пород в придорожных лесах.
Две трети дороги проходит вдоль постепенно поднимающихся горных массивов. В какой-то попутной деревне на скале стоит "реальная" мечеть с минаретами. Россия... но другая Россия.
В построенный в свое время "ударными" комсомольцами сорокатысячный металлургический Белорецк въезжаем в десятом часу вечера. Выйдя из автобуса погружаемся в депрессию - время позднее, груз большой, куда идти - неизвестно. Случившийся поблизости некий молодой человек, безошибочно опознав в нас неместных, подходит и заговаривает. Беседа с ним приносит два результата - нам понятно как убраться из города, чтобы заночевать подальше от разных взглядов, и мы получаем ложный пеленг к горе Ямантау, что скажется самым стратегическим образом на нашем предприятии.
Приходите дети в горы погулять
Углубившись в придорожную лесополосу на окраине города мы в потемках раскладываем палатку. Димкин фонарик умер, так и не включившись. Несмотря на почти четырехлетний перерыв в палаточной жизни сон мой удивительно сладок. Димка, хвала Вукузё, не храпит. Я, наверное, тоже.
Что хорошо в "диком" туризме - это свободный режим дня, опирающийся исключительно на самочувствие "туриков". Что плохо - закупив в ларьке после неторопливого пробуждения еду (еще несколько банок тушенки и с десяток бич-пакетов) и запасясь водой мы во второй половине дня отправляемся в неизвестность, неся нагрузку за четверых.
Город окружают холмы, постепенно переходящие к горизонту в горы. Склоны их поросли соснами и березами. По одному из таких холмов мы и отправляемся куда-то в восточном направлении, в целом по кромке города. С непривычки очень тяжело и через несколько сотен метров мы устраиваем себе привалы. Опять спор - я предлагаю идти в стиле "долгие переходы - долгие остановки", Дима - наоборот. Под вечер же вообще получается - короткие переходы, долгий отдых. Пару раз приходится залезать на ЛЭПы, чтобы получить представление о местности.
Пройдя едва километра четыре встречаем речку (все местные речки можно перейти вброд) и только начинаем переход, как попадаем под усиливающийся дождь. Каменистая река прямо на глазах нехорошо поднимается. Так как планы дождя нам неизвестны, то единственным разумным решением представляется немедленная разбивка палатки с последующей в ней ночевкой. Так и засыпаем - мокрые, в мокрой палатке, затащив внутрь рюкзаки. Вторая ночь без горячей еды.
Под утро 27-го августа просыпаемся под четкие звуки пережевываемой травы и коровье мычание. Почти не выспавшись, сначала не обращаем на это внимание. Внезапно палатка начинает яростно содрогаться от непонятных толчков - что "конкретно" добавляет нам адреналина - Димка выглядывает в окошко и с округлившимися глазами сообщает о том, что в нашу сторону недвусмысленно несется бык. Я босиком вылетаю из палатки, заранее оплакивая застрявшего в спальнике друга. Бык успокоился, но дурацкие коровы носятся вокруг палатки, запинаясь о крепежные веревки. Зато проснулись почти с рассветом.
Дождавшись того, чтобы стадо "свалило по-хорошему" мы разжигаем первый костер и снимаем стресс теплой пищей. Несмотря на более раннее пробуждение, движение в сторону горы начинается все равно после полудня. Уговорив себя, оставляем несколько пластиковых бутылок, в надежде на подножную воду. Лишняя тяжесть. Снова переходим речку и углубляемся в сосняк, постепенно поднимаясь вверх. После нескольких часов такого хода лес вокруг становится заметно суровее, местами появляются каменные россыпи. Весьма плохо - никакой воды в пересохших руслах, никаких заметных ориентиров. Идем исключительно по компасу в северном направлении. Что еще хуже - чем больше идем, тем менее понятно, куда это все ведет. Вспомнив героических предков-ушкуйников решаем назад не поворачивать. Под вечер два события - найден первый (и единственный) живой ручей, а также обнаружена тропинка. Автоматически идем по ней. Оба обращаем внимание на то, что ввиду нарастающей усталости мы как-то уж шибко идем. Видимо - вошли в ритм.
Где-то вверху явно угадываются скальные громады. На одном из деревьев - дятел. Вид того, как он со всей дури долбится головой о ствол, напоминает мне исторический путь России.
Но полюбоваться дятлом не выходит - некто большой и неизвестный ломится сквозь лес. В веточном просвете мелькает молодой лось. Хотя он, как и мы, напуган нашим взаимным присутствием, но, в отличие от нас, громким тонким голосом зовет на помощь. У нас на двоих - два ножа и один топорик, что не располагает к эскалации конфликта. Так и стоим, полоща спинные мозги адреналином, ожидая, пока лось не отбежит подальше. В каком-то совершенно былинном стиле жалобным воплям лося вторят филиноподобные уханья странной птицы. Отстучав сердцами, мы продолжаем движение, сжимая потными руками ножики.
Выйдя к подножию скалистой верхушки горы (в девять вечера) встречаем "реальную" парочку - мужчину в шортах с легким рюкзачком и девушку (вообще без груза). Мы им отчаянно рады - и радость наша не тускнеет даже от сообщения о том, что Ямантау находится куда дальше, а забрались мы на некую Малиновку высотой в километра полтора...
Несмотря на то, что воды у нас все равно мало (как и стратегической тушенки) ночь на горе - это то, ради чего стоит жить. Великолепный закат, изумительные рельефы древних уральских гор, прекрасный воздух и совершенно магический шум многокилометрового лесного пространства глубоко внизу.
Ночь же наша прошла в окружении влажного внутриоблачного воздуха, что наряду с видом за распахнутыми створками палаточного входа навсегда изменит сознание любого человека.
Обратный путь всегда менее интересен - но и тут нам пришлось "изведать лиха". Потеряв тропинку мы натуральным образом заблудились на просторах бесконечного склона - при полном отсутствии воды. Лишь после очень долгого блуждания мы вышли к старым просекам, которые закономерно привели нас к людям.
Так как, продираясь сквозь кусты, я потерял крепежные колышки от палатки, то последняя наша ночь возле Белорецка прошла под открытым небом. Довольно удачно мы за следующий день на машинах и местных поездах доехали к вечеру 29-го августа в Ижевск. На двоих оставалось 30 рублей...
P.S. По свидетельству мимошедшего старожила-пастуха в окрестностях Белорецка проходили съемки "Вечного Зова".
P.P.S. А на одном из самых верхних камней нашей горы надпись - "1969 г. 6 "Б""...
Комментарии
Кто внимательно читал мои первые сообщения, видимо все-таки пропусти упоминания об Абзаково. Есть два поселка – старое и новое. В новом на горнолыжной базе Путин несколько раз катался. В 12 км от старого Абзаково, недалеко от ЖД ветки Уфа-Магнитогорск в горах есть старый горный карьер. Замер он в середине девяностых и вновь начал работать с начала 2000 года. Есть там и ДСФ (дробильно-сортировочная фабрика). Самосвалы горную породу везут день и ночь, благо строек полно. Только вот когда я туда в прошлом году за чилижником ездил, горнодобывающей техники что-то не наблюдал. От Ямантау до Абзаково по прямой километров 50 будет. Вы что нибудь слышали про специалистов одного из Санкт Петербургского университета, работающих по заказу ВПК над селекцией горных кустарников, обладающих способностью за несколько часов восстанавливать поврежденный растительный покров. Утрирую, конечно, но уверен, смысл поняли. А об подземных аэродромах и ангарах расположенных в горной труднодоступной местности Урала и Сибири? Ну, хотя бы о системе «Периметр»? Может случиться и другая вещь. Например. Пойдете в поход и рот разинете, когда прямо полянка или скала перед вами приоткроется, приподнимется, отъедет в сторону площадка с двумя МИГами 25, а потом снова закроется. Все, профилактические работы и проверки системы завершены. Пройдет час и ничего не будет напоминать, что здесь что–то есть. Например, туннель от подземного объекта Ямантау.
Далее. Не поленитесь, возьмите карту и прикиньте, сколько по прямой от Ямантау до Трухгорного. Линейку возьмите, поразмыслите, почему именно в этой местности находится три заповедника. Южно-Уральский, Башкирский и Бурзянский? Обратите внимание как далеко от них находятся ЖД идущие от центра России к ее окраинам. Москва – Казахстан (южное направление). Москва – Сибирь Дальний Восток – восточное направление. Дороги (беру только участки) – Саратов – Уфа – Магнитогорск - Оренбург. От Юши до станции Пихта (Кузьелга, Белорецк -15, Солнечный, Межгорье) всего около 12 км широколейки. (Бездействует с 1998 года, семафоры разбиты, костыли вытащены на металлолом, рельсы заржавели). Но при необходимости восстановительные работы можно провести за сутки. Бдительно в последнее время ее охраняют егеря и лесники. У них это местный Бродвей и отличная наблюдательная площадка.) Вы знаете, что у суслика или крота бывает до 3-4 запасных выходов, а у крота до 5-6? А чем люди хуже? Они же учатся у природы. А вот срыть их, замаскировать – это уже дело военных и саперов. Единственно условие – их нужно привязать к конкретным объектам, не вызывающих подозрения даже у местных жителей. В конце концов, не зря раннее каждый третий рубль на ВПК шел. Что-то я разошелся. Дело в том, что я весь Белорецкий район по речкам знаю. Рыбак я - харюзатник. Но в свое время по всем макушкам прошелся. Где пешком, где на мотоцикле, где на лыжах, где на Ниве. Сейчас пешком лазить в лом. Я лучше на Нивке, куда надо заеду. Вот думаю на станцию Юрюзань за поселок Вехнеаршинский в мае слазить. Как раз харек икру отметает. А Ямантау еще не одну тайну скрывает. Но это только часть всего неизвестного. Приезжайте к нам в в N -угольник Инзер – Белорецк - Верхний Катав – Учалы. Вам понравится.
С уважением Андрей.
Минимальная длина ВПП для него - 2000 м. Она тоже на специальной площадке выезжает?
А вообще, Андрей, лично мне Вас интересно читать. Хорошо, что еще есть такие увлеченные люди, которые верят, которые ищут, которые доказывают невероятное.
В плане ПВО, у нас под Пермью стоит боевой полк МИГ-31. Нифига не секретный. Наверное самый близкий к нам. Ребята за минуты долетят до любой точки Урала и перехватят.
Вообще, аэродром - это достаточно сложная система, которую, наверное, сложно спрятать в горах.
Больше сомнения, что там есть что-то подобное.
Ну нету в Трехгорном
крупных подземных объектов! Под Ямантау есть судя по всему командный пункт, возможно ещё что-то.
А можно про школьников 17-й школы поподробнее? я в 1-й учился в 80-е и был туристом ничего такого не помню, хотя про то что пить из родников на Малиновке помню тогда запрещали, но всегда пили из одного родника который почти около начала скал на 1-й вершине Малиновки, в 90-е во всяком случае когда туда ходили на прогулку выходного дня.
В Трехгорном знаю чем занимаются :)
Второе. Байки - не байки, только Ямантау и сегодня кое-у кого на прицеле. (Подписанная президентом Бушем директива на случай ядерной войны требует от Пентагона разработки планов по уничтожению Ямантау и Косьвинского Камня наряду с 2 тыс. других целей в России и сотней в Китае. Но такая стратегия требует высокоэффективных видов оружия, обладающих значительно большей разрушительной мощью, чем у бомб, сброшенных на Японию в 1945 г. Речь идет о плане «судного дня», согласно которому два подземных бункера подлежат уничтожению в результате обмена ядерными ударами.)
Чтобы не быть голословным советую пару раз сходить к Злой горе со стороны Участка (Отнурка. Посмотрим, что получится. Да впечатлений будет воз и маленькая тележка. Хороший маршрут на Журавлиное болото и к Машакам или Инзерской зубчатке. Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Думаю, тогда сомневающихся будет меньше.
+1
:)
жутко интересно про умерший класс из 17-й школы после похода на Малиновку, хоть какая-то инфа есть?
(с 1998-го только раз в год удается по Инзеру сплавиться и все, пехом уже там нигде не хожу)
Андрей Белорецк.
По возможности старались осматривать города. Не хочу обидеть жителей, но Уфа произвела на меня не самое приятное впечатление, а особенно в плане организации дорожного движения (так как пришлось рулить) и наглости гаишников. Все носятся кое-как, подрезают и постоянно гудят, а гаишники просят 100р за тонировку и нагло так берут прям из кошелька ...за 6000 км пути такое встретили только в Уфе
Вынутая порода из под Ямантау явно ушла на строительство автодороги Белорецк-Уфа и самого сооружения бункера.
Профессора нашли в 50 метрах от тропы. Умер своей смертью. Старенький был.
Парня из Магнитки не нашли. Как говорят спасатели, которые искали его с мая по июль: "Там наверное кроме ботинок уж и искать то нечего. Медведб сьел наверное"
Страницы